24.10.2025
Все фото: предоставлены спикерами
Текст: Акбота Ибрагимова
Кто формирует новое искусство в Казахстане
Коллектив Futuristan Lab о поиске собственного языка будущего
С 24 по 26 октября в Конгресс-центре столицы пройдет международная выставка-ярмарка современного искусства Astana Art Fair. Проект объединит галереи и художников из Центральной Азии и других регионов.
Среди участников выставки – коллектив Futuristan Lab, исследующий направление Qazaq Futurism. В своей экспозиции художники Ардак Муканова и Анвар Мусрепов говорят о будущем, укорененном в локальной культуре, и деколониальном взгляде.
Автор Mustafinmag поговорила с Ардак и Анваром о том, почему искусство должно выходить за рамки рынка, как Казахстан может строить свое будущее через культуру и зачем сегодня важно создавать не просто визуальные объекты, а интеллектуальные сообщества.
От идеи до площадки
Мы подали заявку на открытый конкурс и решили выстроить экспозицию на основе собственных исследований. Для нас важна не столько коммерческая реализация работ, сколько возможность поделиться своими идеями.
Qazaq Futurism
Мы давно и последовательно исследуем тему будущего через разные проекты. Экспозиция стенда выстроена как погружение в контекст Qazaq Futurism. На одной стене – хронология футуристических концептов и образов казахстанских художников. В другой части – user-generated архив, формирующий картографию международных деколониальных футуризмов.
Для нас принципиально важно осознавать, с какой позиции мы говорим о будущем. Остается ли дискуссия в пределах гегемонических нарративов и мейнстрима или же рамка футуризма становится пространством для многослойных вопросов об идентичности и представленности – о голосах, которые долго оставались не услышанными вследствие колониализма.
Ардак Муканова
Наша задача – формировать собственное “чувствование будущего”, укорененное в локальной культуре, а не заимствованное из голливудских штампов.
Не витрина
Наша экспозиция – прежде всего стейтмент, а не витрина для картин “под интерьер”. Это попытка зафиксировать новый для региона ЦА термин – Qazaq Futurism.
Через VR-проекты, где казахстанские петроглифы обретают цифровое тело. Через алгоритмический перевод казахских орнаментов в звук. Через процедурные анимации, вдохновленные тюркской мифологии, и интерфейсы, которые переосмысливают работу с архивами.
Анвар Мусрепов
Мы ищем единомышленников – зрителей, коллекционеров, художников, разделяющих наше видение, чтобы расширять сообщество, где будущее осмысляется в контексте критической теории. Так, мы можем абстрагироваться от очарования техноптизма и вернуться к ключевым вопросам идентичности и разнообразия сценариев будущего.
Искусство, технологии и образование
Мы видим высокий запрос со стороны государства на развитие новейших технологий, но он по-прежнему мыслится в узких категориях, разделяя IT, креативную экономику и искусство. Такое категориальное мышление – наследие постсоветской системы, где готовили узких специалистов, замкнутых в одной сфере и слабо представляющих другие пространства идей.
В противовес этому в развитых странах образовательные системы строятся на междисциплинарности. Например, в MIT Media Lab можно параллельно изучать разработку нейросетей, анализ данных, социологию, искусство и философию – объединяя гуманитарные и точные науки. Центры вроде Ars Electronica и ZKM, а также многие институции и медиалаборатории соединяют инновации и культуру. Они создают VR-фильмы, социальные инсталляции, соединяют инженеров и художников.
Вероятно, в Казахстане мы на раннем этапе формирования таких связок. И хотя инициативы на площадках вроде Astana Hub пока не интегрируют искусство и культурные проекты, в целом страна движется в русле международных трендов. Есть основания ожидать появления центра инновационного искусства – пространства синтеза технологий и культуры.
Искусство для всех и жизнь художников
К сожалению, в современном искусстве Казахстана мы наблюдаем концентрацию активности там, где сосредоточены элиты, открыто продвигающие собственные интересы и выстраивающие новый имидж, используя искусство как инструмент.
В международном контексте это явление называют “artwashing”: слияние олигархического капитала с локальным искусством формирует искаженную повестку, эстетику и способы восприятия. Это уводит нас от задачи поиска нового художественного языка. Как показывает история искусств, новаторские произведения не спускаются по классовой иерархии, а вырастают снизу при определенных условиях.
Следует признать, что современное искусство в Казахстане – независимо от его “блокбастерных” форматов – часто существует в определенном пузыре. Даже в громких институциональных форматах оно часто сводится к развлечению. А системной работы с теорией искусства – почти нет.
Отсюда – стагнация арт-дискурсов, ощущение дефицита свежих идей и конкурентоспособных проектов, у которых есть потенциал представлять страну на международных площадках. Проблема упирается не столько в сами произведения и качество их продакшена, сколько в недостаток интеллектуального бэкграунда и обстоятельного ответа на вопрос: “Какие идеи мы способны предложить миру?”.
Необходим комплексный подход к развитию инфраструктуры: от исследований и выявления уникальных ниш до запусков пилотных программ. Отличный пример – Ars Electronica, австрийский центр инноваций и искусства и один из самых авторитетных фестивалей в области art & science. Уже в начале 1980-х этот проект поставил цель сформировать новую идентичность тихого небольшого города в двух часах от Вены.
Так, Линц, чья репутация была отягощена нацистским прошлым, переосмыслил себя, сделав ставку на технологическое искусство, и заявил об амбициях лидерства на международной арене. Сегодня эта стратегия реализована: вместо мрачных образов, связанных с резиденцией Гитлера, на смену пришли новые ассоциации, отражающие образы будущего, где искусство и технологии находятся в симбиозе.
На наш взгляд, качественные изменения в доступности возможны при создании компактных арт-пространств и лабораторий в регионах по всей стране – вместо единичных, массивных объектов, аккумулирующих внимание вокруг личности их создателя.
Зачем нужна инклюзивность в искусстве
Инклюзивность искусства можно повысить за счет расширения сети, поиска новых локальных перспектив и экспертной работы по созданию образовательных программ и механизмов реализации. Так, искусство можно вывести за пределы элитных кругов, принося пользу обществу и арт-сообществу – независимо от дохода и статуса.
Искусство как социальное пространство
В европейском искусстве существует направление социально вовлеченных практик, восходящее к идеям куратора Николя Буррио и переосмысляемое множеством художников. Для них произведение – это процесс сближения, усиления эмпатии и формирования новых социальных связей.
Арт-рынок и коллекционеры
Культура коллекционирования у нас лишь формируется. Пока рано говорить о появлении коллекционеров, предлагающих уникальные подходы, способные резонировать на мировом уровне.
Сейчас преобладают эмоциональные покупки, основанные на личных вкусах. Следующим шагом могло бы стать развитие тематических и исследовательских коллекции, работа с редкими нишами – например, коллекционирование видеоискусства.
Это также может быть формирование собраний вокруг определенных тем, таких как номадизм и космос. Чем более артикулированной будет концептуальная рамка вашей коллекции, тем больше шансов ее международного признания и интересных сценариев развития.
Современное или традиционное искусство?
Современное искусство чрезвычайно разнообразно. Важно понимать: оно является продолжением истории искусств, ее следующей стадией. Поэтому противопоставление “современного” и “традиционного” во многом наивно и связано прежде всего с дефицитом качественного и доступного образования в этой сфере в Казахстане.
Читайте также