15.10.2025
ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE
Текст: Владимир Яроцкий
Вертиго без паники: зачем дизайнеры возвращаются к истокам
Бауыржан Шадибеков о модной экосистеме, внутренней вертикали и тишине вкуса
В фойе Ritz-Carlton, Almaty пахнет тканью, кофе и терпением. Монтаж идет полным ходом, люди передвигаются быстро, говорят коротко. Посреди всего этого стоит Бауыржан Шадибеков.
Генеральный директор Visa Fashion Week Almaty спокоен и собран, как человек, для которого хаос давно стал рабочей средой. На нем тонкий шерстяной свитер и выцветший серо-песочный костюм, будто собранный из света и пыли, – образ летчика, сошедшего со страниц Экзюпери.
Автор Mustafinmag встретился с Бауржаном накануне одной из главных недель моды в Алматы, чтобы побеседовать без софитов. Вместе они поговорили о том, зачем мода снова и снова возвращается к своим истокам, и почему хаос превращается в архитектуру.
Почему VERTIGO
Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine
Бауыржан говорит негромко, как люди, привыкшие, что их слушают. Термины “продакшн”, “кампейн”, “ретейл” звучат в его речи легко, но интонация оставалась человеческой, почти домашней.
О теме недели моды
“Мы монтируемся за три дня. Инсталляции, продакшн, тема сезона. В этот раз – VERTIGO, знак бесконечности. Напоминание, что мода движется по кругу и все равно возвращается к истокам”.
Рассказывая о детстве и формировании внутренней “вертикали”, Бауыржан говорит не о власти и не об иерархии – скорее, о равновесии. О стволе памяти, где новые ветви прорастают из корня. В эту метафору он верит почти физически.
Бауржан – из тех продюсеров, кто за красивой картинкой видит бухгалтерию, логистику и чьи-то рабочие руки. Анализируя происходящее, он говорит спокойно:
Бауыржан Шадибеков
“На постсоветском пространстве моду редко воспринимают серьезно. В Европе – это экосистема: налоги, туризм, бизнес. Париж и Милан собирают весь мир – люди не только смотрят показы, они живут, едят, покупают, оставляют деньги. Хочется верить, что мы придем к системной поддержке. Таланта много, но не хватает фабрик, сырья, не хватает инфраструктуры”.
Чего не хватает молодым талантам
День первый – уверенность без риска
Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine
Начало недели моды всегда похоже на разминку. На подиуме: Kirpi, Tosi × MILA_R, Faina (Армения), Dunesi(ОАЭ), Ray Leeqs by Nurali Kankeldi и Aigul Kassymova.
Айгуль Касымова – как белая рубашка: без нее не собирается ни один гардероб. Ее бренд основан на том, что мода может быть повседневной и элегантной одновременно. Это та самая “носибельность без уступок”, когда хорошая посадка важнее декора и цитат.
Рядом – финалист конкурса Next Designer Award Нурали Канкелді: строгий крой, архитектура линий и внутренняя дисциплина, редкая для молодых дизайнеров. Его давно заметили в поп-апах, и теперь он зрелый автор.
Чем цепляют молодые дизайнеры
“Я люблю Next Designer Awards за честность тем. Экология, травмы, женский опыт – это про зрелость не рынка, а людей. Когда молодые не доказывают, а просто делают – это и есть взросление. Вкус – это тишина”.
День второй – женская опора, память и ремесло
Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine
Со второго дня макияж уже чуть смазан, а высказывания звучат громче. Свои работы представили Studio 4353, Mursak (Узбекистан), Tiregim-Özim, Asel Erlanova, Zhalt Zhult, Michel & Amazonka (Монголия).
Дебют Studio4353 (Динара Сиитова, финалист NDA) подрезала углы между “жестким” и “нежным”: движение стало мерой элегантности.
Еще один финалист NDA – дуэт Tiregim-Özim – вывел моделей с тростями: простая вещь превратилась в символ опоры, не на других, а на себя. Новый феминизм в пастельных тонах: немного боли, немного дзена.
Тимур Эпов
Асель Ерлановна вернула трикотажу роскошь: не “уют воскресенья”, а телесность и мягкий свет пересобранных 2000-х. Единичные вещи ручной работы, которые дышат.
Затем на подиум вышли дизайны Томирис Талгат (Zhalt Zhult) – победительница NDA. Прозрачные ткани, плюшевые орнаменты, платье с мягким животом как манифест материнства – трогательно, сильно, без надрыва.
Тимур Эпов
“Имя моей бабушки никогда не будет вписано в родословную,” – поделилась она. В традиции есть Жеті ата, но нет Жеті апа, поэтому ее коллекция – о женских именах, которые пора вернуть.
День завершился ремеслом музейного уровня – Michel & Amazonka из Монголии, те самые, кто шили форму для олимпийской сборной. Их вышивка, дисциплина линии и материала – пример того, как национальный код становится современным языком.
“Орнамент – это язык, не картинка на бомбере. Повесить узор – не значит сделать вещь национальной”.
День третий – скорость, дзен и власть кроя
Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine
К финалу все устали, но самое интересное происходило именно на третий день.В сетке – 29, Titre trois, Azamat Somatov (Узбекистан), Kamalini, SABI.J.M (финалист NDA) и ZhSaken.
Галима Сапар (29, финалист NDA) открыла день перформансом: модели выбегали на подиум, будто из укрытия, предлагая зрителю техногенный апсайклинг.
Тимур Эпов
Titre trois Айгуль Галиуллиной интерпретировала японскую сдержанность в алматинском стиле: мягкий шелк, графичная линия, тонкий стайлинг. Без анонса на подиуме появляется Саша Лусс. Селфи, крики “не верю” и легкий флер старого глянца.
Азамат Соматов показал, как мужская мода может быть тихой и точной. Линия, ткань, движение и ничего лишнего. После него становится очевидно: лаконичность – новый люкс.
Тимур Эпов
Закрыл неделю моды Сакен Жаксыбаев. В своих дизайнах он смешивал степную монументальность с французской легкостью: бархатные жакеты с тонкой белой вышивкой, чапаны с плечом, длинные юбки, пуховые объемы.
Тимур Эпов
После подиума
Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine
Бауржан не произносит слово “индустрия” вслух – просто делает свою работу и развивает экосистему, где все связано между собой, и двигается вместе.
Что дальше?
“Траектории дизайнеров разные. Кто-то открывает бутик, другие уходят на пару сезонов, чтобы вернуться. Каждая коллекция как ребенок. Ее надо прожить и родить. Это возможно не каждый сезон, но если вышло – значит, все не зря”.
В этом смысле VERTIGO – не про головокружение, а про движение вверх. Это про ту самую вертикаль, где от корня к ветви проходит энергия роста: здесь в шуме прожекторов остаются только те, кто умеет говорить тихо.
Читайте также