Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. События
img
arrow

16.09.2025

ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE

Текст: Владимир Яроцкий

Зачем Казахстану Almaty Museum of Arts

Говорим о современности в культуре, кейсе Алмагуль Менлибаевой и местной иронии

В Алматы давно не хватало места, где искусство перестанет быть вечным “гостем”, случайным афишным плакатом, временной экспозицией в галерее или заезжей выставкой в арендованном зале. Almaty Museum of Arts появился как архитектурный ответ на хронический вопрос: может ли Казахстан позволить себе современность не только в торговых центрах и аэропортах, но и в культуре?

Здание, спроектированное британцами с неизбежной любовью к прозрачности и камню, будто бы повторяет линии гор на горизонте и ритму городских улиц. Это не просто коробка для хранения картин, а манифест: город хочет дышать тем же воздухом, что и Лондон, Берлин или Сеул. 

Автор Mustafinmag посетил музей в первый уикенд и понаблюдал за его атмосферой. Он также попробовал понять, что значит открытие Almaty Museum of Arts для южной столицы и для Казахстана в целом.

Инфраструктура вкуса

Музей подобного масштаба – это инфраструктура вкуса. Здесь будут учиться студенты, спорить критики, и впервые за долгое время картины и объекты будут храниться по правилам музейного мира, а не на складе. Это взросление, долгожданное и неизбежное.

Признание

До сих пор казахстанские художники чаще становились “своими” за границей, чем дома. Приглашения на биеннале, резиденции, вернисажи в Европе – таков был путь к признанию дома.

Случай Менлибаевой

Художественная биография Алмагуль Менлибаевой – готовый аргумент в пользу институции. Тридцать лет назад – подпольный “Зеленый треугольник”, андеграундная группа, маргинальная, как сама идея свободы. Сегодня же она художница с мировым признанием, собеседница крупнейших кураторов. Ее путь – это маршрут целого поколения: от подвалов, где искусство было формой сопротивления, до музеев, в которых оно становится формой языка.

Almaty Museum of Arts, по сути, закрывает брешь, создавая пространство, где подобные биографии перестают быть исключением, а молодые художники смогут не ждать, пока их заметят в Берлине или Нью-Йорке, чтобы стать легитимными в Алматы.

Международная коллекция и местная ирония

Разумеется, не все аплодируют. Кому-то кажется, что в музее слишком много иностранного – от Ричарда Серры до Яёи Кусамы, от Ансельма Кифера до Билла Виолы. Саркастические комментарии звучат предсказуемо: “Казахстану построили музей, чтобы мы снова смотрели на чужое”.

Однако, быть может, это именно тот случай, когда соседство мировых имен не унижает, а повышает градус разговора. Видеть Кусаму рядом с казахстанскими художниками – это не про конкуренцию, а про масштаб: теперь игра идет на одной доске.

Да, кто-то уже пытался сделать селфи на фоне Кифера, думая, что это новая фотозона, а первые акты вандализма случились еще до окончания ажиотажа вокруг открытия. Но и это – показатель: искусство перестало быть стерильным. Оно снова вызывает эмоции, иногда глупые, иногда агрессивные, но, по крайней мере, живые.

Город и музей

Алматы – город, который всегда пытался быть больше самого себя. Его улицы балансируют между советским прошлым и капиталистическим настоящим. Музей же вмешивается в этот спор искусством. Он создает новое пространство: место встреч, споров и прогулок. Наконец-то у торговых центров и ресторанов появилась достойная альтернатива – территория для обсуждения идей, а не скидок.

Ответ на главный вопрос

Зачем Казахстану Almaty Museum of Arts? Чтобы искусство перестало быть вечным гостем. Чтобы архитектура страны строила не только рынки. Чтобы у поколения Менлибаевой была институция, а не только упоминания в зарубежной прессе. Чтобы город научился дышать культурой, а не только выхлопами.

Если кто-то спросит, зачем нам музей современного искусства, ответ прост: затем, чтобы в Алматы, наконец, появилось здание, где продают не вещи, а смыслы. Даже если эти смыслы время от времени упакованы в Кусаму.