Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Новости
img
arrow

04.05.2025

Все фото – Владимир Яроцкий

Текст: Владимир Яроцкий

“Нарисуй мне барашка”: путешествие по выставке Qunart

Прочувствовать трогательную иммерсивную историю овец в казахском искусстве можно до 18 мая

Тихий свет и тонкий запах сена. Не сразу понимаешь, то ли вентиляция так сработала, то ли всё это по-настоящему. Зато точно знаешь, что попал туда, где степь дышит сквозь стены. Где барашек – не просто зверушка, а часть культурного кода.

Этикетки к экспонатам – на месте. Да, они висят низко, и приходится наклоняться, но это только разминка. Настоящая работа на выставке в музее Кастеева начнется дальше. Потому что вопрос тут не в том, кто и когда это сделал, а зачем. Как получилось, что овца – скромнейшее из существ - оказалась в центре мощной художественной дискуссии, узнал автор Mustafin Magazine.

Экспозиция строится по кругу, как кюй. В начале – портрет ягнёнка кисти Бапишева. Именно портрет, а не просто изображение. В его глазах – доверие и немой вопрос. Как у того самого “нарисуй мне барашка” в “Маленьком принце”. Здесь художник – не иллюстратор, а собеседник. Зритель с порога входит в диалог.

Дальше идут работы, где хрестоматийные имена (Абылхан Кастеев, Сахи Романов) спорят без надрыва с молодыми авторами. Особняком тут стоит Шамиль Гулиев. Его баранья шкура, снаряженная крыльями, стремится в ночное небо, словно шепча что-то о свободе, вырванной из утилитарности.

Особняком – полотно Камиля Шаяхметова “Раннее утро”. Женщина с двумя ягнятами стоит на пригорке, будто на границе эпох. Позади – сеновал, впереди – бетон панельной хрущевке. Ком в горле здесь не от сентиментальности, а от узнавания. Мы это уже видели и, кажется, проспали момент, когда можно было все остановить.

В центре зала – песочный шатер, почти как юрта или исповедальня. Внутри него видеоинсталляция Алмагуль Менлибаевой: свет экрана как лампа в старом стойбище, канонические хороводы, обряды, фрагменты памяти, которые в город не поехали. Они живут только в застольных историях (да и те все тише).

Павел Реченский берет лубочный ход и выводит образ овцы почти как в иконописи – торжественно, просто, светло. Саид Атабеков, наоборот, переодевает ее в камуфляж – нечто среднее между солдатом и жертвой, как будто идущей себя защищать.

Шарденов, казалось бы, молчит, но в его “Чабане” и “В предгорьях Алатау” столько мягкой внутренней речи, что хочется присесть рядом и прислушаться.  

Финал – взрыв. Сауле Дюсенбина приглашает сыграть в казахскую рулетку. Это уже не степь, а базар, праздник, ставка, игра. Место, где ягненок может быть талисманом, мясом, игрушкой, богом – всем сразу.

Тихая, но настойчивая выставка без лозунгов и патетики. Только вопрос, вкрадчиво заданный каждому: кто мы, если наши барашки теперь в галерее, а не в кошаре?

Зритель в круге, где Бапишев шепчет Гулиеву, а Менлибаева спорит с Дюсенбиной, и все это – ради одного чистого и простого взгляда ягненка.

Выставка “Qunart: история овец в казахском искусстве” открыта в Государственном музее искусств им. Абылхана Кастеева с 1 по 18 мая.