26.12.2024
Текст: Руслан Абдряев
Автомобильные итоги 2024 года
Успехи, провалы и новинки индустрии за прошедший год
За 2024 год у множества автомобильных производителей мира возникли серьезные проблемы с продажами и выпуском новых машин. Однако это не касается китайской автомобильной отрасли, которая продолжает расти и захватывать рынки.
Автор Mustafin Magazine отобрал несколько важных историй из мира авто за 2024 год. Рассказываем про ребрендинг, производственные проблемы, слияния и, конечно же, новинки.
Новые модели
Осенью этого года южнокорейская Kia представила свой первый бензиновый пикап Tasman. Это не единственная модель пикапа, над которой работает производитель. В 2027 году должен выйти электрический пикап Kia. К концу года компания презентовала компактный бензиновый кроссовер Syros.
Весной 2024 года стартовали продажи электрического кроссовера Honda Prologue. К декабрю японская компания продала 25 тыс. этих автомобилей в США, где модель стала одним из самых востребованным электрокаров. Prologue — первый крупносерийный автомобиль Honda.
На выставке CES 2025, которая состоится в январе, компания планирует представить два прототипа серии электромобилей Honda Zero.
В октябре чешская Skoda презентовала компактный электрокроссовер Elroq, производство которого начнётся в 2025 году.
Шведская Volvo в начале 2024 года представила серийный полностью электрический грузовик Volvo FM Low Entry. Производитель указывает, что новая модель предназначена для утилизации и распределения отходов. Volvo отказалась от цели полностью перейти на электрический транспорт к 2030 году из-за медленного развертывания инфраструктуры для зарядки и отмены государственных квот в некоторых странах.
В декабре китайская GAC запустила бренд летающих автомобилей Gov. Модель Govy AirJet представляет собой воздушное такси для использования в городских условиях. Автомобиль способен развивать скорость 250 км/ч и имеет запас хода 200 км. В целом Gov будет разрабатывать электрические летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). Демонстрационная эксплуатация Govy AirJet в трёх китайских городах стартует в 2027 году.
Ребрендинг Jaguar
Во второй половине ноября британская Jaguar представила новый логотип, отказавшись от объемного изображения ягуара в написании марки. Новое лого теперь состоит из перевернутых букв J и R. Вдобавок марка выпустила промовидео с наряженными людьми, но без самих автомобилей. Все эти действия вызвали негодование общественности, а глава Tesla Илон Маск вовсе задался вопросом, выпускает ли Jaguar автомобили.
Перезагрузка Jaguar стартовала в 2021 году, когда глава Jaguar Land Rover Тьерри Боллоре объявил о переводе бренда из премиального сегмента в роскошный. В сентябре этого года управляющий директор Jaguar Роудон Гловер заявил, что к 2026 году марка полностью откажется от бензиновых машин в пользу электромобилей.
В начале декабря Jaguar представила новый электрический концепт-кар Type 00, мнение о котором разделились. Производитель сообщил, что именно такая реакция ему и нужна в рамках ребрендинга. Месяцем ранее JLR полностью прекратила выпуск новых Jaguar в преддверии перехода на электрокары.
Volkswagen и Audi закрывают заводы
Осенью немецкая Volkswagen объявила о планах закрыть минимум три завода в Германии и сократить производство на остальных предприятиях. Реорганизация приведет к увольнению десятков тысяч сотрудников. Также закрытие грозит заводу Audi в Бельгии, которой также владеет VW.
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что ситуация с закрытием предприятий связана с ошибками руководства немецкого концерна. Всего VW владеет десятью заводами в Германии, на которых работаю около 120 тыс. человек.
Осенью генеральный директор VW Томас Шефер анонсировал выпуск минимум восьми бюджетных моделей электромобилей к 2027 году. До 2030 года в продажу должны поступить 25 новых полностью электрических машин марки. Самая доступная модель будет стоить около $22 тыс.
В 2024 году VW возродила в виде электромобилей американский бренд Scout Motors. Последний автомобиль марки вышел в 1980 году, а серийное производство электрокаров начнется с 2026 года.
Ford отказывается от бюджетных автомобилей
В сентябре генеральный директор американской Ford Джим Фарли сообщил, что компания откажется от производства обычных автомобилей и перейдет на выпуск «культовых» машин. Ранее Ford действительно прекратила производство популярных моделей Focus, Fiesta, Mondeo и Fusion. Компания намерена сделать ставку на модели Puma, Bronco, Mustang и Raptor.
Кроме того, Ford объявила о переосмыслении своей программы по выпуску электромобилей. Компания отложила разработку одной электрической модели, а создание другой прекратили в пользу гибридной версии. Проблемы VW и Ford связаны с экспансией китайских автомобильных брендов в США и ЕС.
Проблемы Nissan
В декабре генеральный директор японской Nissan Макото Учида сообщил, что компания находится в аварийной ситуации. Ранее автопроизводитель уволил около 9 тыс. сотрудников, а руководство согласилось на сокращение зарплаты. Компания на 17% свернула производство в США.
Источники Financial Times указали, что у Nissan есть 12-14 месяцев, чтобы найти инвестиции и продолжить существование. Давний партнер японской компании французская Renault решила продать часть акций Nissan. В декабре Nissan и Honda начали переговоры о слиянии. Если компании объединятся, то станут третьей по величине автомобильной группой в мире после Toyota и Volkswagen. Однако эксперты считают, что это не поможет решить проблемы Nissan и Honda.
Toyota сокращает производство
Осенью этого года стало известно, что японская Toyota сокращает производство восьмой месяц подряд. У компании возникли проблемы на двух ключевых рынках — в США и Китае падают как продажи, так и объемы производства. Также ситуация связана с приостановкой сборки и поставок внедорожников Toyota Grand Highlander и Lexus TX, которые страдают из-за неисправности подушек безопасности.
Lexus и Toyota лидируют по надежности среди всех остальных марок автомобилей в возрасте от 5 до 10 лет. Об этом сообщила исследовательская организация Consumer Reports. В пятерку также вошли Mazda, Acura и Honda.
Успехи китайского автопрома
Как уже писал Mustafin Magazine, китайская BYD впервые обогнала по продажам электромобилей американскую Tesla в третьем квартале 2024 года. Уже к ноябрю BYD обошла южнокорейскую Hyundai по объему глобальных продаж.
По данным Focus2move, за первые девять месяцев 2024 года BYD заняла девятое место в рейтинге продаж всех видов автомобилей, обогнав японскую Suzuki. Китайская компания реализовала свыше 2,52 млн машин. Выше расположились Toyota, Volkswagen, Hyundai-Kia, Renault-Nissan-Mitsubishi, Stellantis, General Motors, Honda и Ford.
Чтобы сдержать китайских автопроизводителей, законодатели ЕС и США повысили пошлины на импорт электрокаров из КНР. Компании из Китая продают свои машины в более чем 100 странах мира. Мировые производители также выпускают в КНР свою продукцию. Более того, компоненты китайского производства размещают в марках автомобилей других стран. Например, новый Mercedes-Benz CLA будет использовать собранный в КНР двигатель.