21.11.2024
Текст: Руслан Абдряев
История BYD: от аккумуляторов для телефонов до конкурента Tesla
Как Ван Чуаньфу стал самым богатым человеком Китая, а Илон Маск взял свои слова обратно
В середине ноября китайская BYD отпраздновала выпуск 10-миллионного электромобиля, которым стала модель премиум-класса Denza Z9. Такого результата компания из Шэньчжэня добилась менее чем за 30 лет с момента основания. А в конце октября BYD впервые обогнала Tesla по продажам. Также китайская компания занимает 16% рынка производства аккумуляторных батарей для электромобилей, уступая другой фирме из КНР — CATL.
Как скромное производство батарей привело к лидерству на рынке потребительского электрического транспорта, разобрался автор Mustafin Magazine.
Два с половиной миллиона юаней на создание будущего автогиганта
В 1995 году 29-летний исследователь аккумуляторов Ван Чуаньфу уволился из государственного института, чтобы построить завод по производству батарей для мобильных телефонов. Для этого проекта он взял в долг у родственника ¥2,5 млн или $343 тыс. по сегодняшнему курсу. Основанная Ваном компания получила название BYD, а со временем наименование обзавелось бэкронимом Build Your Dream (“Построй свою мечту”).
Через год после основания BYD начала выпуск литий-ионных аккумуляторов для мобильных устройств, что совпало с ростом популярности сотовых телефонов. В 2000-2002 годах гиганты мобильных телефонов Motorola и Nokia стали закупать батареи BYD для своей продукции. В 2002 году китайская компания вышла на Гонконгскую фондовую биржу.
BYD
Автомобильная компания BYD Auto появилась только в 2003 году в результате приобретения небольшого автопроизводителя Xi’an Qinchuan Automobile.
Спустя два года фирма выпустила свою первую машину — седан F3 с бензиновым двигателем, а в 2006 с конвейера сошла версия модели с питанием от аккумуляторной батареи — F3E. Электромобиль так и не добрался до рынка, поскольку тогда в Китае отсутствовали правила регулирования и технологическая поддержка электрического транспорта.
Однако F3E заложила основу для ряда успешных электрокаров и гибридов BYD, включая F3DM. Автомобиль имел запас хода около 60 км только на электрической тяге, а гибридная силовая установка обеспечивала возможность преодолеть еще 480 км без дополнительной зарядки. F3DM стал первым в Китае серийным подключаемым гибридным автомобилем.
F3 выглядел идентично Corolla от японской Toyota. BYD обвиняли в заимствовании у других компаний. Ван же заверял, что его компания копирует только “незапатентованные” технологии.
Первые инвестиции
gatesfoundation.org
В 2008 году компания американского миллиардера Уоррена Баффета Berkshire Hathaway приобрела акции BYD на $230 млн. Тогда китайская компания продолжала выпускать аккумуляторные батареи и заняла второе место в мире по объему выпускаемой продукции после CATL.
Ван стал самым богатым человеком в Китае, когда цена ценных бумаг BYD пятикратно выросла в 2009 году.
Инвестиции обеспечили выход компании на рынок электрического транспорта. Успех китайской индустрии электромобилей связан с масштабной помощью правительства КНР в виде субсидий, углеродных квот и инвестиции в зарядные станции.
С 2009 года Пекин вложил почти $14 млрд в производство электромобилей и подключаемых гибридов. Конкретно BYD получила от властей около $4,3 млрд в 2015-2020 годах, подсчитали в Rhodium Group.
Знаковые модели
Первый подключаемый гибрид китайской компании F3DM начали продавать в 2008 году. Через год вышло первое поколение полностью электрических электрокаров BYD e6 с запасом хода около 300 км. Продажи компактных минивэнов, похожих на третье поколение Honda Odyssey, стартовали только в 2011 году. BYD e6 разработали с учетом использования в такси, поскольку автомобиль имел просторный салон, в котором хватало места пассажирам и багажу. Производство модели прекратили в 2021 году.
В 2012 году состоялся релиз преемника F3DM — седана BYD Qin. Серия начиналась с подключаемого гибрида, но позже появились электрические и бензиновые версии. Первое поколение Qin имело запас хода около 80 км полностью на электрической установке. В 2024 году BYD выпустила более крупную версию Qin.
Спустя три года после выхода Qin китайский производитель начал поставки среднеразмерных кроссоверов BYD Tang, доступных в бензиновом, электрическом и гибридном вариантах. Модель стала самым продаваемым электромобилем в Китае в 2016 году.
В 2020 году дебютировал полноразмерный седан BYD Han, представленный как электромобиль и подключаемый гибрид. Время разгона гибрида до 100 км/ч составляет менее 4 секунд, а электрической версии — около 8 секунд. Базовый запас хода последней превысил 600 км.
Одной из вех в развитии BYD стал выпуск электромобиля Seagull EV стоимостью $10 тыс. в 2023 году. Такую цену не могут себе позволить даже Nissan и Chevrolet, которые производят “бюджетные” Leaf и Bolt за $28 тыс. и $26,5 тыс. соответственно.
BYD выпускала различные варианты автомобилей под буквенными обозначениями. Также китайской компании принадлежат бренды Denza, FangChengBao (Leopard) и Yangwang.
Путь к успеху
BYD
В 2020 году BYD выпустила аккумуляторную батарею Blade, которая помогла компании продвинуться в сегменте электромобилей. Blade — первая в мире литий-железо-фосфатная батарея с технологией импульсного нагрева. Решение BYD было весьма компактным, безопасным и долговечным. Новым аккумулятором сначала оборудовали Han, а затем и все остальные автомобили компании.
Продажи электромобилей BYD начали расти в 2021 году на фоне пандемии COVID-19 и роста цен на бензин. Компания начала экспортировать машины в больших объемах и к 2022 году продала 1,8 млн электромобилей — в три раза больше, чем годом ранее.
Отраслевые эксперты связывают успех BYD с тем, что на ранних этапах компания полагалась на дешевый ручной труд, а не вкладывала значительные средства в автоматизацию. Сейчас BYD самостоятельно производит многие компоненты, включая аккумуляторы, на которые приходится около 30% от общей стоимости автомобиля.
В 2007 году Ван рассказал, что секрет быстрого роста BYD заключается собственном производстве компонентов. Спустя четыре года после этого генеральный директор Tesla Илон Маск язвительно отметит:
Илон Маск
“Вы видели их машину? Я не думаю, что она особенно привлекательна, технология не очень сильна. И у BYD как компании довольно серьезные проблемы на их родной территории — в Китае. Я думаю, они сосредоточены – и это правильно, – на том, чтобы убедиться, что они не умрут в Китае”.
BYD не сразу перешла на электромобили, а продолжала выпускать гибридные машины, что стало ключом к первоначальному успеху компании, объясняет аналитик Canalys Элвин Лю. По его словам, такая стратегия позволила завоевать рынок, пока инфраструктура зарядки была недостаточно развита, а потребители еще не понимали преимущества электромобилей.
Хотя BYD обогнала Tesla по выручке в третьем квартале 2024 года, китайская компания все еще отстает от американского автопроизводителя по прибыли. Однако Ван Чуаньфу активно инвестирует в исследования, только за текущий год объем финансирования может достигнуть $6,5 млрд — это на 50% превышает прогнозируемые расходы Tesla.
В конце прошлого года Маск все же признал легкомысленность своего заявления от 2011 года.
Илон Маск
“Это было много лет назад. Их автомобили сегодня весьма конкурентоспособны”.
Читайте также
Audi меняет лого, электрокары бьют рекорды, Volkswagen “продает” мощность
Разбираем самые интересные и громкие новости мирового авторынка за август
27.08.2025
Elexio от Hyundai получил новое название и официальную дату выхода
05.08.2025