08.09.2025
Фото: Коллаж Mustafin Magazine (все фото – из личного архива спикера)
Текст: Жангир Джангильдин
Автостоп и города-лабиринты: как провести 30 дней в Китае
Рассказ казахстанского путешественника о дороге от Урумчи до Наньнина
В ноябре 2024 года казахстанец Афраим Ишмухаметов отправился в дорожное путешествие от Алматы до Таиланда. Это заняло у него 2,5 месяца и около $1500. Для этого он проехал через весь Китай, Вьетнам и Камбоджу.
Афраим поделился своим опытом в разговоре с автором Mustafinmag. Он рассказал о том, как проехал Китай поездами, ночевал в киоске, общался с местными через переводчик, проводил время в клубах и скитался по горам и провинциям.
Начало пути: Урумчи и составление плана
11 ноября 2024 года я уехал с матерью и братом в Урумчи на горячие источники.Точного плана не было, но конечной точкой предполагался Бангкок. Думал, что все займет два-три месяца, а может, четыре-пять. Тратить в месяц планировал около $500, а передвигаться – в основном автостопом.
Афраим Ишмухаметов
На четвертый день рано утром родственники уехали. Я хорошо запомнил этот момент: часов восемь утра, смотрю в окно – а на улице снег. Было даже некое ощущение одиночества. Я провел там еще один день: встретился с китайским другом, и мы пошли ночевать в спа. Это, кстати, очень удобный способ ночевки в Китае: там можно и попариться, и погреться, и уснуть на диванчике с зарядником.
Путешественник
На следующее утро он отвел меня на вокзал, потому что я не хотел автостопить из Урумчи по снегу.
От Востока на Юг: поезда, автостоп, взаимодействие с местными
Я ехал из Урумчи до Ланьчжоу почти 24 часа в купе без двери вместе с шестью людьми. Там немного погулял, поднялся на гору, познакомился с русскими студентами. После Ланьчжоу уже попытался поавтостопить, погода была немного теплее: вышел на федеральную трассу и собирался ехать в сторону юга, потому что устал от холода. Меня подобрал один парень, а затем еще один мужчина.
Общались через переводчик. На какие-то особо глубокие темы, конечно, не поговоришь, но основную нить разговора поддерживать можно. Люди так даже на свидания умудряются ходить.
Конец автостопа
Но на этом моменте мой автостоп по Китаю и закончился. Дальнейшие попытки не увенчались успехом – меня даже задержала полиция, потому что на определенных федеральных трассах ловить попутку нельзя. Они оказались доброжелательными: отвезли меня до маленького городка и заставили купить билет на поезд до Чэнду.
Место в поезде, которое мне досталось, в переводе означало “жесткая полка” – деревянные сиденья с маленькими подушечками. В таких вагонах еще существуют билеты, где ты едешь стоя. Стоишь в проходе полдороги, а когда кто-нибудь выходит, можешь сесть на его место.
Попутчики
Там я успел познакомиться с одним дедом, с которым мы общались на каком-то человеческом понимании – жестами. У меня тогда сел переводчик, да и сам он не хотел им пользоваться. Он напоил меня чаем, угостил сигаретами из его региона, и мы поиграли в карты. Он даже предлагал мне деньги, но я отказался.
Чэнду: ночная жизнь крупного города
Чэнду оказался очень большим городом. Там я много катался почти на бесплатных велосипедах. В таких городах легко попасть в тусовочный цикл, и я задержался там почти на неделю. В китайских клубах танцуют редко – компании заказывают пиво и играют в игры за столами.
Игры и танцы
Но от музыки зависит, во что они будут играть. Часто они зовут тебя за стол и играют в какие-то игры руками, правила которых тебе нормально не объясняют. В итоге ты постоянно проигрываешь. Я не до конца понимал, что делать за такими столами, поэтому в основном плясал с танцовщицами на подиуме.
Затем я купил билет на поезд и поехал в небольшой городок Лишань в 200 км. Его главная достопримечательность – это огромная статуя Будды, вырезанная в скале монахами. Я пробыл там один день, вернулся в город и решил снова попытать удачу попутки.
Дорога в Чунцин: Будда и холодная ночь
Попался парень, который увез меня вообще в другую сторону – в городок где-то в горах с относительно тропическими лесами. Там мне отказали во всех гостиницах. Я пошел в парк, где стояло много киосков – все они были закрыты. Оказалось, что эти ларьки с едой открываются только по праздникам. В одном из них я и поместился на ночь.
Залез на второй этаж с террасой со шторками, и закрылся там. Абсолютная холодрыга посреди джунглей: шел тропический дождь, и так наступил мой день рождения. Я прочел письмо от моей девушки и лег спать. На утро проснулся, запрыгнул в автобус и поехал в большой город Чунцин.
Чунцин: архитектурные причуды и бесконечные лабиринты
Возможно, многие видели Чунцин в интернете – он популярен своей инфраструктурой. Эскалация города совершенно непонятна. Ты выходишь на площадь, смотришь направо – и ты на 11-м этаже, а под тобой просто огромная яма. Думаешь, что на первом, а на самом деле под тобой еще десять этажей вниз.
Я должен был встретиться с другом китайцем, с которым случайно познакомился в Чэнду. Он скинул мне на карте точку его дома, и я сошел с автобуса, думая, что идти недалеко.
Город-лабиринт
Как оказалось, хоть улицы могут и находится на карте в 20 м друг от друга, навигаторы не учитывают, что высота может быть с разницей в 50. Так, ты просто идешь с огромным рюкзаком и бесконечно поднимаешься по маленьким лестницам и лабиринтам.
Я задержался там на пять дней: отпраздновал с другом свой день рождения – он угостил меня вкуснейшей пекинской уткой.
Центральные провинции: скитания и желание выбраться
Далее я двинулся в небольшой городок Хэнъян в центральных провинциях, чтобы встретиться со своей подругой. В этот раз билеты на поезд были только на стоячие места. Ехал 20 часов, спал на своем рюкзаке в разных углах. Ты, конечно, привыкаешь, но путешествия в таких поездах вызывают большое желание поскорее из них выйти.
Наблюдая за людьми
В центральной части Китая я бродил по улицам и смотрел, как люди проводят свое время. Старые люди часто играли в разные активные игры на улицах: в местные шахматы, футбол, набивание мяча и так далее. А вот молодых людей, занимающихся чем-то подобным, видел намного реже.
Пробыл там пять суток. В Китае я мог провести всего месяц, поэтому поспешил поехать ближе к границе Вьетнама.
Покидая Китай: мысли и сравнение регионов
Везде становилось еще холодней, и я поехал к моей последней остановке – городу Наньнин. Передвигался снова на поезде: хотелось заехать в еще несколько городов с интересными храмами, но желание поскорее сбежать от холода гнало меня южнее.
Дороги, еда и цены
Кстати, чем южнее ты двигаешься по Китаю, тем хуже водят на дорогах и больше шансов, что тебя собьют. Пища по регионам тоже очень разнится: где-то любят острое, а в других регионах предпочитают сладкое или перченое. Еда в Китае недорогая: например, лапшу с супом всегда можно найти где-то за ¥10. Хостел в районе ¥60.
В итоге я провел в Китае почти 30 дней. Зачастую китайцы – открытые и добрые люди. Опыт мне понравился, но будь у меня больше времени и успей я выехать где-то в сентябре, мне бы зашло даже больше. Как минимум я бы больше пытался пользоваться автостопом и общаться с местными жителями.
Читайте также
Люди и цифры: “Олимпиада роботов” и Рыбакина против топ-3 WTA
Чем запомнились XII Всемирные игры и выступления первой ракетки Казахстана в США
18.08.2025
Что посмотреть в Костанае: атмосферный маршрут на один день
11.08.2025