10.12.2025
Личный архив Амаля
Текст: Жангир Джангильдин
Покадровая романтика: Как работает стоп-моушен
Режиссер Амаль Темербаев о своем пути, мотивации, универсальности и работе с Moldanazar
Стоп-моушн почти не бывает провальным. Просто потому, что тут нет коротких путей. Одна секунда – это в среднем 24 кадра. В каждом кадре нужно сдвинуть что-то на миллиметр, поправить задник или часть тела персонажа, а пятиминутный ролик – это 7000 снимков.
В этом ремесле важна не только машинальная скрупулезность и усидчивость, но и огромная любовь, выдержка и горение делом, которое определенно выжмет из вас все соки. Мы нашли человека, который эту механику понимает и любит изнутри.
Амаль Темербаев – казахстанский режиссер, клипмейкер и стоп-моушн артист. Он рассказал автору Mustafinmag, с чего началась его история с покадровой анимацией, как случайная встреча вывела его к первому клипу для Moldanazar и что для него значит быть универсальным.
Бэкграунд
Амаль Темербаев
В детстве я часто пересматривал одни и те же любимые мультфильмы на VHS-кассетах, так как других не было. Душа лежала к рисованию и бумажным аппликациям. Уже тогда, балансируя между пацанской районной жизнью в Аксае (микрорайон в Алматы – Прим.ред.), тренировками по футболу и домашними вечерами с Pixar или рисованием, я понял, что хочу рассказывать истории.
казахстанский режиссер, клипмейкер, стоп-моушн артист
Путь был не прямой. Вместо режиссуры – учеба на инженера теплоэнергетики в АУЭС. Университет казался Спартой, но студенческая тусовка удивила: сцена, стендап, постановки, ролики. Параллельно со студенческими активностями я пробивался в мир кино, чтобы изучить всю кухню изнутри. Пробовал себя везде: в роли художника-декоратора, ассистента, режиссера, но большую часть времени провел за монтажным столом, что впоследствии сильно повлияло на меня в работе со стоп-моушном.
Начало нового пути
Амаль Темербаев
Всегда мечтал, чтобы у меня был друг-музыкальный артист, для которого я бы мог снимать клипы. Мы, конечно, делали разные кавер-ролики с друзьями, но это другое. Хотелось найти растущего музыканта, с которым можно было бы постоянно экспериментировать.
казахстанский режиссер, клипмейкер, стоп-моушн артист
Я составил список артистов, с кем хочу работать – Moldanazar, Qonyratbay Fam, Кайрат Нуртас, Ninety One и многие другие – и собирался “наконец заявить о себе”. Это как раз был март 2020-го, когда всех внезапно закрыли по домам из-за пандемии.
Личный архив Амаля
В родительском доме остались старые школьные поделки, картон, клей – все, что домашние хотели выкинуть. Но я забрал все это к себе на съемную квартиру. Еще у меня был свой старенький фотоаппарат. Тут я и понял, что хочу рассказывать свои истории с помощью стоп-моушн анимации.
Переломный момент
После карантина снял маленький офис на голом энтузиазме и сказал себе: “Здесь я сделаю клип”. Одновременно устроился режиссером монтажа на один турецкий проект – хорошие деньги, стабильность.
Личный архив Амаля
Однажды по дороге домой увидел на летке кинопродюсера Аскара Узабаева. Он был одним из моих первых учителей и старшим братом, который открыл мне путь в кино. Аскар сидел один, Я подсел к нему и рассказал про офис и мечту снимать клипы и кино. Аскар сказал прийти на следующий день – пообещал познакомить с Галымжаном Молданазаром.
Завтра не случилось: прошло две недели, и я написал ему сам – параллельно собирал материалы, готовился к встрече, сильно волновался. В день встречи я не спал всю ночь. Галым оказался очень крутым и простым. Я рассказал ему о стоп-моушене, своем видении и показал референсы. Он ответил: “Ничего не понял, но давай попробуем”.
Личный архив Амаля
Я уволился и три месяца делал клип из тех самых материалов, сохранившихся с детства. Чувствовал себя как Железный человек, когда он собирал первый костюм из грязи и палок в пещере. Процесс был муторный и не сильно понятный. Иногда заходил Галым: в один из таких дней он долго сидел и молчал. Позже он сказал, что увидев как делается стоп-моушн и как это сложно, начал доверять мне и продолжает по сей день.
Личный архив Амаля
Та короткая встреча и маленький клип открыли для меня дорогу в новый мир и новых друзей. Впоследствии мы создали некую семью у нас на студии с Орынханом, Али, Женей, Аминой и многими другими, с которыми мы сделали много анимационных проектов.
Что происходит в индустрии
Анимацию долго не воспринимали серьезно. Сейчас появляется больше студий: они создают крутые прецеденты в своем поле, а я – в своем. Так, мы все потихоньку растем и показываем людям, что направление актуально.
Это не жанр для детей, а самостоятельная сфера
После того как я сделал первый клип Галыму, нужно было не останавливаться и двигаться дальше. Сегодня процесс съемок анимации стал понятнее, немного проще, а меня уже начали поддерживать не только артисты, но и крупные бренды. Но периодически все еще всплывают вопросы: “А зачем ты все это затеял?”.
Youtube / Kunzharyq
Однажды мне вдруг сказали: “Ты же нишевый” – я почему-то воспринял это как оскорбление. Я рос на Pixar и Disney, их простых, душевных, универсальных историях. И хотел работать по такой же формуле. Например, Pixar в каждом проекте придумывали что-то новое – технологию, материалы и стилистику. Я постарался перенять это и в своем творчестве.
Youtube / NINETYONETeam
Мой первый клип для Moldanazar был из бумаги, а Для Kunzharyq я уже совмещал живую съемку, миниатюрные декорации и 3D. Для Ninety One клип был полностью слеплен вручную из пластилина. Каждую свою новую работу я стараюсь делать в новой технике.
https://youtu.be/ltDBkhhunxY?si=1IfvoTOpv9WF4a4R — Kunzharyq - Galamtor Dos
https://youtu.be/_V2VVhSrIT8?si=sBwiRyESkmRZ85as — Ninety One - Synbaim
https://youtu.be/6jvhkfH4UA0?si=7YbhZVnYDTv_buWy — Ninety One - Synbaim Backstage
Так, я расширяю кругозор, проверяю свои возможности, смотрю, что нравится людям. Через это я ищу формулу универсальности, чтобы показать, что покадровая анимация многогранна и способна рассказывать истории, в которые влюбляются люди разного возраста, статуса и даже нации. В этом, думаю, и заключается моя универсальность.
Рабочий процесс и вдохновение
Личный архив Амаля
Я всегда был на грани между техническим и художественным. Фотографии в этом плане всегда выступали проводником. Для меня это одна из самых больших, чистых и настоящих форм признания в любви к объекту в кадре.Стоп-моушн – тот же набор снимков, только превращенный в движение. Если разобрать технологический процесс: поставил объект в кадр – сделал кадр. Подвинул его на миллиметр, полмиллиметра или расстояние субатомной частицы – еще один снимок.
Youtube / NINETYONETeam
Не важно, что в кадре: парень из клипа, который ищет себя, или реклама для автомобильного бренда. Каждый из этих персонажей и частиц – это мое детище. Я очень трепетно отношусь к каждому проекту. Для меня это супертонкий интимный момент.
Обычно работаю с любимой музыкой, киноразборами или футболом на фоне, а иногда и в тишине. Анимация очень помогает абстрагироваться от внутренних и внешних проблем. Это было единственным, что меня спасало во времена переживаний в личной жизни и больших глобальных потрясений в городе, стране и мире.
Темная сторона любимого дела
Романтичный образ “одинокого режиссера в ламповом сетапе” – только часть истории.
Стоп-моушн – это длинные сцены, где на 360 кадров уходит целый день, а один небольшой косяк под конец заставляет начать все заново. Поэтому мотивация и намерение заниматься этим делом должны быть предельно сильными, чтобы не бросить все при первых же сложностях: когда что-то не получается, не хватает бюджета на расходники, технику или что-нибудь еще.
Личный архив Амаля
Это тяжело морально, а потом и физически. В моем случае я также в основном все делаю один. Сначала лепишь что-то из пластилина, потом съемка, постпродакшн, ответственность перед заказчиками – это огромное количество времени и ресурсов.Но несмотря на все эти сложности, кровь, боль, слезы и моменты, когда ты сидишь в одиночестве за работой, пока все отдыхают, и тебе хочется все бросить — каждый раз ты находишь силы и влюбляешься в стоп-моушн заново.
Заходя в анимацию, нужно иметь очень сильное желание рассказывать истории и большую любовь к себе и к людям вокруг, которые в тебя верят и ждут.
Обучение других
Амаль Темербаев
Недавно я провел мастер-класс в Астане – он стал для меня чем-то вроде проверки самого себя. Я сильно кайфанул от процесса подготовки, проведения самого мастер-класса и аудитории.
казахстанский режиссер, клипмейкер, стоп-моушн артист
Поделил занятие на три блока: вступительная часть, практическая, где мы готовили фигурки и пропсы для съемки из войлока, и заключительная – съемочная. В ней я показывал сам процесс работы.Я сам не обучался этому академически. Поэтому есть небольшой синдром самозванца. Думал: чему я их научу? Поэтому решил показывать, как делаю сам. Это больше не про анимацию, а про ритуалы и вещи, которые помогают мне работать все эти годы: закуп определенной марки пластилина или кофе в любимой кофейне.
Личный архив Амаля
При этом вижу, что меняю подход в лучшую сторону, стараюсь расти: если глобально это работает, значит, этому можно научить. Мастер-класс получил хороший отклик – хочется и дальше передавать знания людям.
Проект мечты
Я всегда мечтал оставить что то после себя. В детстве у нас дома были две книги с казахскими сказками – бабушка и мама читали. Это самое сокровенное воспоминание. И я хочу, чтобы мои работы тоже оставили свой след. Но глобально это не столь важно как то, что хочется просто любить свое дело и рассказывать красивые, а иногда и грустные истории с помощью стоп-моушн и классической или 3D-анимации. А может даже и через игровое кино.
Снимать короткометражные или полнометражные мультфильмы в ближайшем будущем – это одна из целей. Но еще я занимаюсь этим, потому что попросту очень сильно люблю мультфильмы.