24.11.2025
Коллаж Mustafin Magazine
Текст: Жангир Джангильдин
Музыка и кино: что посмотреть под любимый альбом и наоборот
От Шакена Айманова и Дос-Мукасана до Уэса Андерсона и The Velvet Underground
Иногда включаешь любимый альбом и ловишь себя на мысли: вот бы посмотреть фильм с таким же настроением. Бывает и наоборот – досматриваешь кино и понимаешь, что ему бы подошел свой идеальный саундтрек.
Недавно автор Mustafinmag слушал “Hotel California” и задумался: каким бы этот альбом был, если бы его превратили в кино. Пример для Eagles так и не нашелся, зато всплыли шесть других связок, которые будто бы существуют в одной мультивселенной.
Ангел в тюбетейке (1968) – Дос-Мукасан (1976)
Коллаж Mustafin Magazine
Здесь встречаются между собой две бессмертных классики казахстанского производства. Связка может показаться банальной и отчасти безыдейной, но у культовой ленты Шакена Айманова и дебютного альбома ансамбля Дос-Мукасан есть действительно много общего.
Оба произведения рассказывают простые, местами камерные, но по-настоящему живые истории о людях, которых объединяют старые традиции в современной Алма-Ате. В историях, визуале и звучании есть место любви, человеческим непониманиям, некой фольклорности, торжественности и приключениям.
Таинственный поезд (1989) – Tom Waits: Nighthawks at the Diner (1975)
Коллаж Mustafin Magazine
Режиссер Джим Джармуш и музыкант Том Уэйтс являются не только товарищами по цеху, но и хорошими друзьями. Единомышленники зависали на общих тусовках и разделяли любовь к андеграундному искусству. Уэйтс частенько играл у Джармуша и записывал для него саундтрек, и “Таинственный поезд” не стал исключением.
Что в фильме, что в лайв-альбоме “Nighthawks at the Diner”, вдохновленном картинами Эдварда Хоппера, можно почувствовать вайб суетливых ночных улиц и забегаловок, старых мотелей, бесцельного шляния, одиночества и грязного джаза.
Хорошее время (2017) – The Weeknd: After Hours (2020)
Коллаж Mustafin Magazine
Подобно истории Джармуша и Тома Уэйтса, схожие творческие амбиции разделяют между собой братья Сафди и R’N’B музыкант Эйбел Тесфайе, который играл самого себя в их фильме “Неограненные алмазы”.
Картина “Хорошее время” с Робертом Паттинсоном в главной роли – это криминальная драма в нуарном сеттинге. Мрачная атмосфера связывает альбом с фильмом: ты словно оказываешься в сердце большого города в глубокой ночи, полной самокопания, саморазрушения и борьбы с собственными демонами.
Семейка Тененбаум (2001) – The Velvet Underground and Nico (1967)
Коллаж Mustafin Magazine
Главный инди-режиссер этого столетия плюс прародители инди-музыки. Атмосфера приторной и гипертрофированной, но местами печальной и трагической вселенной Уэса Андерсона складно ложится на бархатную дискографию Вельветов.
Лучший пример мэтча можно увидеть в драме “Семейка Тененбаум” и дебютном альбоме “The Velvet Underground & Nico”, спродюсированным Энди Уорхоллом.
Помимо визуальной и музыкальной ассоциации, в обоих произведениях есть похожие мотивы: безответная любовь, солнечная атмосфера, femme fatale, проблемы с зависимостью, нью-йоркские улочки.
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998) – The Doors (1967)
Коллаж Mustafin Magazine
Фильм Терри Гиллиама по одноименному роману Хантера С. Томпсона – идеальное воплощение психоделического безумия Америки конца 60-х. Можно было бы вспомнить Beatles, Хендрикса или тех же Jefferson Airplane, которые упоминались в картине – но мы остановимся на дебютном альбоме The Doors.
Ту эпоху запомнили благодаря хиппи, лету любви, Вьетнаму, наркотическому хаосу и краху американской мечты. Журналиста Томпсона и музыканта Джима Моррисона же объединял дух свободы и бунтарства. Их миры сходятся почти без усилий.
Делай как надо (1989) – Mobb Deep: The Infamous (1995)
Коллаж Mustafin Magazine
Криминальная драма Спайка Ли разворачивается в неблагополучном Бруклине, где невыносимая жара и отсутствие холодной воды влечет за уставшими людьми агрессию и жестокость. Этот накал хорошо передает и альбом Mobb Deep, который повествует о бедных и опасных кварталах Нью-Йорка.
Мрачная реалистичная атмосфера альбома и фильма говорят о чувстве взвода и обреченности, когда отсутствие благополучия и социальной справедливости порождают в простых людях злобу, насилие и криминальные последствия.
Читайте также