23.11.2025
Все фото: предоставлены спикером
Текст: Жангир Джангильдин
Восхождение, свет, тишина: что стоит за кадрами Деонисия Мить
Казахстанский фотограф о пути от живописи к камере и своей любви к альпинизму
Деонисий Мить – казахстанский фотограф и альпинист с многолетним стажем, известный своими живыми и объемными горными пейзажами. Он начинал как живописец, а сейчас работает в самых разных жанрах и продолжает показывать Казахстан так, как видит его сам – спокойно, честно и со вниманием к деталям.
Автор Mustafinmag поговорил с Деонисием о том, как он пришел к фотографии, почему ему важны горы и как живопись помогла выстроить собственный взгляд.
Как все началось
Увлечение фотографией пришло еще в школе, когда отец брал Деонисия в походы по северному Тянь-Шаню. В тех поездках у него появилась привычка смотреть на природу не просто как на пейзаж, а как на живое пространство.
Деонисий Мить
“Там среди простора и тишины, я впервые почувствовал, как природа говорит с человеком. Тогда у меня появилось желание научиться передавать это ощущение – неподдельную силу, масштаб и дыхание гор”.
Фотограф
Он успешно передавал это через живопись и через камеру. Разница лишь в том, что фотография дала Деонисию возможность поймать тот самый момент и свет, пока они не исчезли.
Живопись и фотография
Для Деонисия эти два направления не конкурируют. Фотография – это не альтернатива живописи, а другая форма выражения. Живопись научила его относиться к кадру как к композиции, искать ритм, баланс, цвет.
В фотографии он использует те же принципы – только вместо кистей у него в руках камера. Поэтому для него в снимках важно передать ощущение присутствия: фотография требует мгновенного отклика и внутренней готовности поймать свет и композицию.
“Когда ты видишь мир через призму художника, даже камень становится живым, а линия горизонта превращается в историю”.
Карьера и признание
Творческая дорога Деонисия состоит из нескольких этапов. Он снимал портреты, жанровые сцены, нефтяную промышленность, тяжелую индустрию, рекламу, предметный мир, дизайн интерьера, архитектуру городов.
Деонисий даже работал в жанре ню – пока не почувствовал, что сказал там все, что хотел. Это было временем исследования пластики человеческого тела, света и линии.
“В 1995 году я совершил свое первое восхождение на четырехтысячник, а в 1997-м уже пришел в ЦСКА, чтобы стать профессиональным спортсменом. С тех пор у меня более 350 категорийных восхождений, и я вырос до тренера-инструктора”.
Фотографии с этих восхождений стали основой первой выставки Деонисия “Шаг в стихию” 2001 года. После этой выставки его начали узнавать как автора горных пейзажей. Сегодня он является автором проекта и первым человеком в мире, кто выполнил программу “7 великих вершин Казахстана – Корона Казахстана”.
Казахстан и National Geographic
За 30 лет Деонисий снял все 17 регионов Казахстана. Он говорит, что хочет изменить отношение к фотографии – чтобы ее воспринимали как искусство, а не просто ремесло.
“Казахстан – живая и одухотворенная земля. Я стремлюсь показать ее величие без фильтров и постановки. Через фотографии я напоминаю о корнях, простоте, свете и бесконечно вечном”.
Первые публикации Деонисия в National Geographic вышли в 2003 году. Для него это был шанс показать Казахстан широкой аудитории таким, как он его видит. Сегодня его фотокартины находится в 79 странах мира.
Вдохновение от восхождений
Так как отец водил Деонисия в горы с детства, альпинизм появился как естественное продолжение этому увлечению. Большие горы дали ему возможность увидеть нечто удивительное, скрытое от глаз обычного человека. С тех пор фотокамера стала особенно важной частью его тела в горах.
“Свет в горах другой – всегда неожиданный и бескомпромиссный. Это меня и вдохновляет. Там невозможно сфальшивить. Ты либо видишь, либо нет. Вдохновение приходит не извне, а из состояния внутренней тишины”.