Mustafin Magazine Logo

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Истории
img
arrow

04.12.2025

ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE

Текст: Владимир Яроцкий

Казахстан в шкатулке: кто собирает историю страны через украшения

Айнур Кангужина о блошиных рынках, экспедициях и научной ювелирной коллекции

Когда Айнур Кангужину спрашивают, кто она такая, она всегда смеется и выдает фирменную фразу про “главного бездельника страны”. Но смех быстро проходит и становится ясно, что перед тобой человек, который собирает историю Казахстана через украшения – по кольцам, тумарам и пуговицам. 

История живет у Айнур в руках, коробках, полевых записях и пыльных находках, которые другие не замечают или выбрасывают. Теперь увидеть ее вживую можно в Алматы – в музее казахского ювелирного искусства XIX–XX веков.

Автор Mustafinmag встретился с Айнур и побеседовал с ней о том, почему ее увлечение давно вышло за рамки хобби, и как почти в одиночку она выстраивает карту казахстанских украшений – не парадных, а таких, которые когда-то носили каждый день.

Пандемия и черные мешки

Вход Айнур в эту историю был совсем не романтичным. Пандемия, закрытые границы, остановившиеся проекты. Все началось очень по-нашему – через кризис.

Айнур Кангужина

img

“Я привыкла каждые месяц-два обязательно куда-то летать по работе. А тут сидишь дома: что делать? Ну поехали хоть на Кольсай”.

Основательница Aimaq Museum

Поездки по Казахстану неожиданно приводят ее на антикварные рынки. Там – сцена, к которой она будет возвращаться еще много раз: украшения в ящиках из-под фруктов и в черных мусорных мешках. Вещи музейного уровня в пыли. 

У одних в такие моменты включается философия, у других – бизнес-план. У Айнур же включается спасатель. Она начала выкупать все, что могла, просто чтобы забрать хоть что-то из рук рынка, который не всегда понимает ценность вещей.

До этого у Айнур уже был опыт коллекционирования – советский Алматы, книги, прикладное искусство. Но с украшениями случилось другое: хобби мгновенно перерастает в навязчивую идею.

От “просто сережек” к карте страны

Первые месяцы это напоминает обычную женскую любовь к “цацкам”, только доведенную до индустриального масштаба. Но любопытство быстро требует системы. Она вспоминает, как музейные сотрудники часами объясняли ей разницу между двумя парами серег, именно эти разговоры запускают главный процесс – насмотренность.

Перелом приходит вместе с палеткой из 400 колец.

“Когда ты держишь перед собой три-четыре сотни колец, вдруг начинаешь видеть и понимать разницу, где Восточный Казахстан, где Север и Центральный”.

Библиотека добавляет второй слой. Нудные статьи, поиск редких строчек, погружение в археологию ради одной строчки, какой-то маленькой зацепки. Так, благодаря любопытству, простые детали – пуговицы, дужки, вставки – обретают глубину смыслов, названия, формы, региональные оттенки.

Экспедиции

Но библиотека только часть работы. Вторая половина – дорога, экспедиции, поездки “в поле”. Исследовательские экспедиции рождаются из вопроса: почему в разных регионах украшения такие разные, при внешне похожих формах? 

Поездки дают ответы сами:

“На севере – энергия, похожая на “топор, летящий в голову”, она говорит это про орнамент и характер людей. На юге – “танцы с узорами”, мягкость и пластичность. На западе – мощь и тяжесть форм.”

С одной стороны, для Айнур эти различия – это язык, а с другой – грустная картина современной реальности. Сегодня большинство ювелиров упираются в один стиль, западно-казахстанский. Он модный и технически сложный, но не единственный. А параллельность исчезает, уступая монокультуре.

Ювелирная лудомания и научная коллекция

Любая коллекция начинается романтично, но заканчивается бухгалтерией. Айнур быстро тратит накопления, продает свои вещи, чтобы купить очередной браслет на блошином рынке. 

В какой-то момент она стоит перед антикваром и понимает, что денег не хватает. Просит подругу одолжить, та отказывает – и это становится холодным душем. 

Параллельно появляется Aimaq – бренду суждено стать рабочим инструментом, который кормит исследования.

“С каждой продажи в магазине я откладываю часть денег на выкуп антиквариата. Это обязательный пункт бюджета: антиквариат и экспедиции, чтобы его находить”.

Имитация или возвращение традиций

Парадокс в том, что бренд Айнур строится не на идее уникального авторского дизайна, а на репликах. Но эти реплики честные – это адаптированные копии, за каждой из которых стоит оригинал XIX века, его замысел, мотив, смысл.

Тюркский крест, Алтын Адам, сердечные формы XIX века (доказательство, что сердце – не импортированный западный символ), змеиные мотивы, связанные с шаманством и целительством. Все это имеет свои корни. 

Музей “обычных” украшений

Логичный шаг – передать собранную коллекцию в музей. Однако мечта разбивается о реальность: на рынке Айнур видит украшения с музейными инвентарными номерами.

“Ты вкладываешь в коллекцию дикое количество времени, денег, сил, а потом кто-то просто продает за бесценок”.

Так появляется Aimaq Museum – маленький, плотный, очень личный. Со временем она понимает, что сила ее собрания не в редчайших предметах, а в количественном и региональном разнообразии, которое способно показать реальную картину.

Этикетаж – научный, но сама экспозиция выстроена так, чтобы было видно: страна не однородна.

“Вся наша этнография выглядит так, словно все казахи XIX века были нереально богаты и ходили только в западно-казахстанском стиле. В реальности этого не было. У бедных тоже были украшения”.

Одна взрослая посетительница сказала Айнуре, что ее работа помогла справиться с кризисом идентичности. Это стало аргументом не закрывать проект.

Что можно найти в музее

Пространство музея устроено как большое украшение: в центре – зеркальная конструкция, раздвигающая стены и создающая бесконечные отражения. Она делает экспозицию живой – и очень человеческой.

Главный принцип экспозиции – региональность. 

Тумары и чокеры

“Здесь собраны обереги-тумары. На юге – “бой тумары”, висячие, каскадные. На севере – компактнее, строже. На западе – большие многоярусные нагрудные украшения, иногда в два-три “этажа”. Это их отличительная черта”.

Рядом с тумарами – чокеры XIX века.

“Все думают, что чокеры – тренд XXI века. Но вот: изделие, которое пришивали к стойке платья, под горло. XIX век, а по сути – современная форма”.

Украшение с когтями филина

Одно из последних приобретений – редчайший экземпляр с когтями филина. Это практически готовый миф: филин, защита, ночное зрение, шаманская оптика.

“За него я сражалась на аукционе до последнего. Просто потому, что за весь период коллекционирования я такого ни разу не встречала”.

Детские кольца

Отдельная секция – крошечные кольца. Раньше Айнур раздавала их подругам “с маленьким размером”, а потом поняла, что это – важный пласт культуры.

“Они настолько маленькие, что на взрослые пальцы не налезут. Научных публикаций почти нет, но исследователи уверены: это детские или младенческие украшения”.

Есть и “гигиенический набор”: зубочистка, копоушка, ногтечистка. Все это висело на накосном украшении. 

“Женщина, у которой на косе и декор, и функциональный набор”.

Птичьи клювы и легенды

Самый любимый раздел Айнур: кольца для девочек, указывающие, что девушка вступила в пубертат, а украшение ей заказывали ее родители. Это был знак для внешнего мира, что девушка готова к замужеству.

Особенно задевает легенда о возвращении кольца:

img

“После свадьбы у невесты был период, год-два, когда она не могла возвращаться в отчий дом. Спустя это время, мужчины из ее семьи: отец, братья, дяди, приезжали к ней в новую семью. Если девушка возвращала птичий клюв отцу – это знак: со мной все хорошо, меня любят, мне здесь нравится. Если не возвращала – значит, все плохо. Семья могла забрать ее обратно и даже развести, если могла вернуть калым”.

Идея, что женщина XIX века могла инициировать развод, до сих пор кажется невероятной.

Экосистема

Сегодня для Айнур это единая система: 

  • Коллекция – фундамент

  • Музей – инструмент для разговора с публикой

  • Бренд – способ финансировать поиск.

Следующий шаг – магистратура по археологии. Айнур хочет, чтобы ее работа жила не только в устных историях и постах, но и в научных текстах, которые кто-то откроет через сто лет.

Ее путь – не биография “главной бездельницы”. Это медленная, упрямая работа по возвращению казахстанским украшениям их голоса. Кольца, браслеты и тумары в руках Айнур перестают быть “цацками”. Они становятся тем, чем и были: маленькой, звенящей историей страны.

И среди аккуратно атрибутированных экспонатов все еще стоит одна коробочка – “на вырост”, с загадками, ответы на которые только предстоит найти.