Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Истории
img
arrow

30.10.2025

Коллаж: Кадр из сериала “Друзья”

Текст: Акбота Ибрагимова

“Ищу жену”: почему идея бостонского брака снова в тренде

Разбираем, что общего у суфражисток XIX века и казахстанок из Threads

Если вы когда-нибудь слышали выражение бостонский брак, то, возможно, представили свадьбу где-нибудь в старом Бостоне. На деле это не о браке, а об одном из самых любопытных социальных феноменов XIX века – форме совместной жизни, в которой женщины выбирали друг друга для поддержки и облегчения быта. И сегодня такой сценарий вновь набирает популярность.  

Автор Mustafinmag изучила, как изменилась идея бостонского брака за сто лет, из-за чего все больше женщин тянутся к жизни “вдвоем, но без брака” и почему этот феномен на самом деле не в новинку для казахстанок.

При чем тут Бостон

Бостонским браком называют совместное проживание двух женщин, обычно незамужних, которые делили дом, быт и ответственность, оставаясь при этом независимыми от мужчин и семьи. Понятие появилось в Новой Англии в конце XIX века, в эпоху, когда женская самостоятельность только начинала выходить за рамки социальных приличий. Для многих это был способ жить так, как хочется, не объясняясь обществу.

Название связано с романом Генри Джеймса “Бостонцы” (1886), где описана жизнь двух женщин, объединившихся не из-за брака, а из-за убеждений и взаимной привязанности. Прототипом одной из героинь стала сестра писателя – Алиса Джеймс, которая действительно жила с подругой Кэтрин Лоринг. Сам термин “бостонский брак” появился чуть позже – его впервые упомянула суфражистка Эдна Чейни в письме 1893 года. Она писала, что давно наблюдает подобные союзы и считает, что они заслуживают признания в прогрессивном обществе.

wordorigins.org

wordorigins.org

Для женщин конца XIX века бостонский марьяж становился способом вырваться за пределы привычных ролей – из дома, где ожидали покорности, и брака, где решения принимали за них.

Женщины, жившие в таких союзах, получали образование, занимались наукой, искусством, преподаванием. Они зарабатывали деньги, сами распоряжались ими и поддерживали друг друга – морально, профессионально, финансово.

“Каждой работающей женщине нужна своя жена”

Коллаж: Кадр из сериала “Друзья”

Коллаж: Кадр из сериала “Друзья”

Сегодня женщинам не нужно бороться за право жить самостоятельно, получать образование или строить карьеру – это стало нормой. Однако сама идея жить вместе с подругой возвращается в новом формате.

Так, сегодня в Казахстане все чаще можно услышать фразу "бостонский брак" – теперь уже не как исторический термин, а как ироничный или осознанный выбор. В соцсетях появляются посты с подписью “Ищу бостонскую жену”. Для кого-то это способ разделить расходы и бытовые заботы, для кого-то – создать уютное пространство поддержки без давления ожиданий. 

Ищут бостонскую жену казахстанки в социальных сетях. Так, пост пользовательницы в Threads вызвал бурное обсуждение. 

"Ищу бостонскую жену. Готова оплачивать жилье и продукты. От жены требуется создавать уют, готовить моим двоим детям 9 и 7 лет. Быть дома, когда я буду в командировках…Странно, да, но в реалиях текущего времени я решила, что это мне будет выгоднее, чем терпеть гулящего мужа".

Пост быстро стал вирусным – не только из-за своей откровенности, но и потому, что попал в самую точку: он отразил усталость от привычных сценариев и желание женщин искать новые формы поддержки. В комментариях мнения разделились: одни осуждали идею “жены без мужа”, другие, напротив, узнавали в ней себя. 

Одни рассказывали, как во время пандемии делили быт с подругой, растили вместе детей, помогали друг другу справляться с повседневными делами. Другие девушки писали, что уже много лет живут с близкой подругой. Вместе готовят, убирают, делят расходы, отдыхают, не чувствуя потребности оправдываться за то, что их жизнь не вписывается в традиционные рамки. 

Для одних бостонский брак остается ироничным мемом, для других – вполне осознанной моделью взаимной поддержки, особенно сегодня, когда женская самостоятельность больше не нуждается в объяснениях.

И все же даже в XXI веке платоническое сожительство двух женщин нередко вызывает недоумение или осуждение. В западных странах, где формат бостонского брака выбирают женщины разных возрастов, он тоже пока не стал нормой – особенно когда речь идет о постоянных, а не временных союзах.

Коллаж: Кадр из сериала “Сексе в большом городе”

Коллаж: Кадр из сериала “Сексе в большом городе”

Тем временем массовая культура давно сделала такие отношения частью своих сюжетов. В “Сексе в большом городе” четыре подруги большую часть времени обсуждают мужчин, но в итоге именно их дружба оказывается главной любовной историей. Драматургия этих отношений не уступает романтическим линиям – с теми же страстями, кризисами и привязанностью. Недаром мистер Биг однажды сказал: “Вы – ее главная любовь. Если мужчине повезло, он займет в этом списке четвертое место”.

Старая история в новой обертке

Wikipedia

Wikipedia

Совместное проживание двух женщин – не новый формат для Казахстана и постсоветского пространства. В семьях, где ребенка воспитывают мать и бабушка, подобная модель давно стала привычной. В этом смысле бостонский брак не выглядит чем-то чуждым: ведь и там, и здесь обязанности по дому, забота и воспитание распределяются между двумя женщинами. Возможно, непривычным остается лишь само название – “брак”, которое у многих вызывает ассоциации с романтическими отношениями. Кстати, это в сети также успели обсудить:

"Идея крутая. Но лучше бы назвали это дело не бостонским браком, а бостонской семьей, а партнерши друг друга называли бы не женами, а сестрами, так как-то больше на правду похоже было бы, и логичнее. Ну не жены же на самом-то деле".

Меняется и само понимание семьи. Если раньше личная состоятельность измерялась браком и детьми, то сегодня приоритеты смещаются: женщины стремятся к самореализации, строят карьеру, ищут стабильность в работе и независимости. В мире, где темп жизни ускорился, цены растут, а социальные роли перестраиваются, традиционный союз теряет статус единственного пути.

Тем не менее потребность в партнерстве остается. Человеку нужен кто-то рядом – для поддержки, просто для ощущения жизни, в которой можно быть не сильной все время. Поэтому подобные формы соседства, где женщины выбирают друг друга не из романтических, а из человеческих побуждений, становятся естественным ответом на вызовы времени. 

В таких союзах, как и в классическом браке, есть свои этапы – притирка, компромиссы, разделение ответственности. Но главное в них не быт, а эмоциональная близость с человеком, способном понять без слов.