15.11.2025
Unsplash / Florian Olivo
Текст: Руслан Абдряев
Игры, амбиции и система: что происходит с киберспортом в Казахстане
Разбираем турниры, победы и внутренние трудности индустрии
За последние 20 лет киберспорт превратился из нишевого развлечения в глобальное явление с многомиллионной аудиторией, миллиардными инвестициями и признанием на уровне народных спортивных федераций. Казахстан также активно включается в этот процесс.
В стране растет количество игроков, формируются профессиональные команды, проводятся крупные турниры, а казахстанские киберспортсмены добиваются заметных успехов на международной арене. Есть в этой сфере и свои вызовы: слабая инфраструктура, нехватка кадров и системной подготовки.
Тем не менее, работа в этом направлении продолжается. Как именно устроен киберспорт в Казахстане – со всеми его успехами и проблемами – разбирается автор Mustafinmag.
Политика и самоорганизация
Counter-Strike
Этим летом утвердили концепцию развития киберспорта в стране до 2029 года. План амбициозный – ожидается, что уже в следующем году аудитория киберспортивных мероприятий достигнет 5 млн человек.
Ключевым направлением стратегии станут создание и развитие региональных студенческих и школьных киберспортивных лиг. Они и лягут в основу будущей масштабной экосистемы.
Steam / Valve
В 2017-м появилась Qazaq Cybersport Federation – организация, которая развивает киберспорт в стране. Уже через год дисциплину признали официальным видом спорта.
По данным QSF, киберспортом увлекаются около 1,5 млн казахстанцев. Самые популярные игры – Counter-Strike 2, Dota 2, PUBG Mobile и Mobile Legends: Bang Bang. Федерация формирует сборную и проводит отборы для молодых игроков.
Steam / KRAFTON, Inc.
Постепенно подключается и поддержка на уровне государства – например, было одобрено проведение “Игр будущего” в Казахстане в 2026 году. За право принять турнир страна обошла Перу и Чили.
GACONX
Локальные инициативы и турниры
Freepik / EyeEm
Развитие киберспорта невозможно без локальных турниров и частных инициатив. К примеру, в начале весны в Астане прошла Atameken Media League по Dota 2 – победила команда Doteri2.
Также весной в Алматы состоялся ежегодный турнир Almaty Cyber Games Media & Cup, где сразились студенческие команды в Dota 2, CS2 и FC 25. Мероприятие стало отборочным этапом для участия в международном турнире ACG International.
В тот же период прошел международный турнир по CS2 – PGL Astana 2025, но без участия казахстанских команд. Первое место взяла российская Team Spirit.
Женская лига
Instagram / femaleproleague
Одним из важнейших событий последних лет стал запуск Female Pro League – первой женской киберспортивной лиги в Казахстане (и в Центральной Азии). Она стартовала с турниров по CS2 летом этого года. Запуск лиги стал знаковым шагом для расширения аудитории и привлечения девушек к профессиональным соревнованиям.
Открытые квалификации и основная стадия прошли в октябре – по итогам этих этапов было отобрано 16 команд. Финал назначен на 15 ноября.
Большие победы
qcf.kz
В конце 2022 года сборная Казахстана победила в турнире World Esports Championship 2022 в дисциплине PUBG Mobile.
Годом позже сборная страны по Dota 2 стала победителем чемпионата Global Esports Federation, обыграв команды из Южной Африки, Саудовской Аравии и Малайзии.
В прошлом году казахстанская команда xGOD одержала победу над российской LookingForOrg по CS2 в рамках ”Игр будущего”. Всего Казахстан на турнире представляли 48 спортсменов в 13 дисциплинах.
Instagram / shalun_cs2
Этой осенью киберспортивная организация Aurora Gaming заключила контракт с восьмилетним казахстанцем по имени Адиль Советов, который выступает в CS2 под ником ShaLun. Школьник получит доступ к ресурсам Aurora, включая наставничество других игроков и поддержку в развитии других навыков.
Instagram / danil.molodoy_
Также в сентябре 20-летнего казахстанца Данила “molodoy” Голубенко впервые признали самым ценным игроком (MVP) турнира FISSURE Playground 2 по CS2. Спортсмен из Семея выступает за бразильскую команду FURIA. Еще одну победу (и второе звание MVP) Голубенко принес своей команде в ноябре на IEM Chengdu 2025.
Что не так
img-cdn.hltv.org
Несмотря на все успехи, у казахстанского киберспорта слабая инфраструктура. Об этом мы поговорили с казахстанским киберспортсменом Адлетом Нурсеитовым. По его словам, основная проблема локальной индустрии – это отсутствие турниров и поддержки.
“Из-за этого у нас нет стабильных команд. В Казахстане есть, наверное, всего две-три команды, которые могут реально побороться между собой. Остальные – это миксы. В этом и заключается главная трудность. А когда нет постоянных команд, не появляются и тренеры, и аналитики – ведь некого тренировать.”
При этом казахстанские киберспортсмены каким-то образом пробиваются в международные команды. Они уезжают в другие страны – там играют и побеждают.
“Например, тот же самый Molodoy, который раньше выступал в Казахстане, потом играл за российскую команду AMKAL, а позже перешел в FURIA и стал чемпионом мира, получив звание MVP.”
Таким образом, индустрия киберспорта в Казахстане движется вперед, но пока что на энтузиазме. Потенциал – огромный. Главное, чтобы на следующем уровне игроков поддержала система.