Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Истории
img
arrow

25.08.2025

ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE

Текст: Владимир Яроцкий

Достоевский и “Дом” без актеров: зачем Алматы театр без афиш

Сериал по “Идиоту”, спектакль-зеркало “Животное” и утопия на сцене

Алматы умеет производить события – громкие, публичные, рассчитанные на масштаб. Фестивали, премьеры, бесконечные открытия пространств. Однако “Проект Искусство” устроен иначе: он тише, камернее. 

Это небольшие залы, тексты, превращенные в материал для исследования, и публика, готовая приходить снова и снова, потому что знает, завтра спектакль будет другим. Их спектакль “Животное” стал одной из знаковых премьер этой весны, а впереди у артистов – театральный сериал по “Идиоту” и спектакль “Дом” без актеров. 

Недавно в южной столице прошла презентация этого независимого театрального проекта. Автор Mustafinmag встретился с участниками театра – режиссером Дмитрием Гомзяковым и продюсером Полиной Овсянниковой –, чтобы поговорить о времени, театре и зрителе, который приходит к людям, а не на афиши.

“Животное” – разговор на повышенных тонах

В новом сезоне возвращается спектакль “Животное” – исследование привычек мужского поведения и того, что хранится в мышечной памяти. Здесь слова уступают место телу: жесты становятся важнее реплик. Их движения – смесь агрессии и бессилия, напоминание о том, что тело знает больше, мы готовы признать.

Спектакль как зеркало

Постановка не предлагает утешений и не выстраивает морали, оно действует как зеркало, где зритель сталкивается с собственными механизмами защиты. Тревога, которая остается после выхода на улицу, – часть спектакля, его продолжение за пределами зала.

“Идиот” как театральный сериал

Главная авантюра сезона – “Идиот” Достоевского в формате театрального сериала. Восемь эпизодов, каждый показывается лишь один уикенд и больше никогда не повторяется. Формат роднит проект с Netflix, но вместо бинджвотчинга здесь – медленный просмотр: по одной серии в месяц, оставляя пространство для пауз и тишины.

Дмитрий кропотливо работает с живой, болезненной тканью текстов Достоевского. Князь Мышкин появляется как чужак внутри системы, Настасья Филипповна – как женщина, слишком хорошо осознающая собственную уязвимость. Каждая серия фокусируется на отдельной линии, как шаг в сторону.

Для Алматы это первый опыт подобного формата: в мире, где все доступно мгновенно, зрителю предлагают роман длиной в целый (театральный) сезон.

“Дом” без актеров

Есть в афише и работа совсем иного рода – спектакль “Дом”. В нем нет актеров, а сценой становится само пространство. Оно звучит, вибрирует, вступает в разговор – стоит зрителю прилечь на подушку или коснуться дверной ручки. В финале всех ждет общее застолье: жест одновременно утопический и ироничный, ведь театр растворяется в повседневности, а искусство уступает место кухне.

Маркетинг без билбордов

Полина, имеющая опыт в фестивальных и кинопроектах, переносит в “искусство” принципы продвижения без больших бюджетов. Здесь нет уличных баннеров и телевизионной рекламы. Вместо этого – работа с малыми сообществами, сарафанное радио, партнерства с независимыми медиа. Продвижение больше похоже на коммуникацию в соцсетях, где таргет не по возрасту и доходу, а по интересу к экспериментальному искусству.

В чем особенность "Искусства"?

Зритель формируется постепенно. Он приходит не на “громкий проект”, а к людям, которым доверяет. В этом и заключается отличие “Искусства” от крупных институций: театр здесь не продукт, а сообщество.

Временность как принцип

“Искусство” живет по строгому ритму: каждый спектакль существует один сезон и исчезает, уступая место новому. Дмитрий и Полина не собирают коллекцию постановок, а проживают их вместе со временем.

В этой временности есть риск, но именно она рождает особую красоту, оставляя только воспоминание и опыт. Алматы полон больших театров с вечным репертуаром, а “Искусство” напоминает: театр может быть временным, камерным, несовершенным – и от этого настоящим.

Театр и тайна

Так, независимый проект отвечает на вопрос, зачем нужен театр сегодня. Чтобы быть рядом, пока это важно. “Искусство” распространяется как тайна: его нет в городских афишах, но о нем расскажут знакомые.