03.08.2025
ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE
Текст: Владимир Яроцкий
Чем запомнился фестиваль Off Avignon артистам ARTиШОКа и JOLDA
Гүлсая Тәуірханова, Салим Балгазин и Марк Кулкин о зрителях, свободе и хаосе
Авиньон. Сумерки. В воздухе еще витает запах жаркого дня, но уже ощущается магия ночных театральных чудес. Этот город – символ театрального искусства. Каждый год начиная с 1947-го, когда фестиваль был основан Жаном Виларом, Авиньон превращается в центр мирового искусства. Здесь встречаются не только мастера, но и дерзкие новаторы, готовые ломать традиции и творить что-то неожиданное.
Марк Куклин
В 2025 году взгляд мира, казалось, застыл на казахстанских театрах. Четыре коллектива заявили о себе на этом грандиозном фестивале во Франции. Среди них два самых ярких представителя современного независимого театра – ARTиШОК со спектаклем “Маяковский” и JOLDA с “Тамыр”.
Несколько лет назад алматинские театры были скрыты от взглядов мировой аудитории, а сегодня молодые артисты – танцовщица Гүлсая Тәуірханова, актер Салим Балгазин и художник Марк Куклин – гордо делятся с Mustafinmag своими впечатлениями от этого волнующего события. Каждый из них расскажет, что значит быть частью фестиваля Off Avignon 2025.
Гүлсая Тәуірханова: от народных танцев к современному перформансу
Владимир Яроцкий/Mustafin Magazine
Гүлсая Тәуірханова, танцовщица и хореограф театра JOLDA, стала одной из тех, кто решился пересечь границу между традицией и современным искусством. Родом из Актау, где она начинала танцевать в народном ансамбле, в свои проекты Гүлсая приносит с собой не только любовь к танцу, но и стремление к свободе – той самой, которая, по ее словам, и есть суть современного перформанса.
Гүлсая Тәуірханова
“Когда я начала заниматься современным танцем, я поняла, что больше не могу быть ограничена рамками. Здесь, в театре JOLDA, мы все – художники. Без четких ролей, без иерархий”.
О театре JOLDA
Instagram / jolda_
“Сначала было много неопределенности. Мы просто репетировали, готовились, но когда начали показывать спектакль на площадке, я поняла: мы привезли не просто танец. Мы привезли Казахстан, его душу. Зрители не отвлекались, не снимали на телефоны. Вся энергия была направлена на нас. Мы действительно что-то делаем”.
Марк Куклин
Для артистки это было откровением, и именно в Авиньоне она поняла свою личную свободу в искусстве. “Один новый зритель – уже успех”, – с улыбкой говорит она.
Салим Балгазин: путь к мировому театру
Владимир Яроцкий/Mustafin Magazine
Салим Балгазин, актер театра ARTиШОК, когда-то мечтал стать футболистом, но искусство захватило его неожиданно. Его путь в театр был случайным, но судьбоносным. И когда он услышал, что они поедут в Авиньон, это стало для него настоящим переворотом.
Instagram / salim_balgazin
“Когда мне сказали, что мы поедем в Авиньон, я не мог поверить. Подумал, что это шутка”, – смеется Салим. Но вот он стоит на сцене среди лучших театров мира, в центре международного фестиваля. Это был не просто опыт, это был вызов самому себе и своему восприятию театра.
Салим Балгазин
“Там зрители были полностью поглощены происходящим. Это не похоже на то, что мы привыкли видеть дома, где театр часто становится фоном, а не событием. Театр – это не просто искусство, а способ передать эмоции и выстроить диалог со зрителем”.
Что такое театр?
Марк Куклин: как Авиньон меняет представление артистов о театре
Владимир Яроцкий/Mustafin Magazine
Марк Куклин, режиссер АРТиШОКа и художник театра JOLDA, всегда считал Авиньон чем-то мифическим и недостижимым. Когда они начали работать над спектаклем “Тамыр”, и ему сказали, что они поедут в Авиньон, это было как выход за пределы его понимания себя.
Марк Куклин
Для Марка фестиваль стал театральным откровением. “В Авиньоне я столкнулся с полным хаосом, но именно этот хаос стал основой моего опыта”, – делится художник. Маленький городок, живущий тихой провинциальной жизнью, превращается в пространство, где все становится частью театральной реальности.
Художник вспоминает театральный парад. Каждый день перед спектаклем это был единственный способ для привлечения зрителя на вечернее выступление.
Марк Куклин
Марк Куклин
“Это было невероятным переживанием. Ты стоишь среди огромной толпы и вдруг осознаешь: вот это и есть театр. Ты не просто артист, ты часть этого мира, чего-то гораздо большего”.
Главное осознание
Читайте также
Кейс Almaty Museum of Arts: как “третье место” создает имидж мегаполиса
Шамиль Шакиров о том, как современные музеи провоцируют, притягивают и влюбляют
31.07.2025
Казахстанские театры выступили на фестивале Off Avignon 2025
28.07.2025