Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Экспертное
img
arrow

24.08.2025

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

Текст: Владимир Яроцкий

Почему в Казахстане перестали бояться современного искусства

Меруерт Калиева о художниках, системе и скульптурах, которые говорят без слов

За последние десять лет казахстанское современное искусство стало заметнее, громче и ближе. Его перестали бояться, им начали интересоваться – не только за рубежом, но и дома.

В Алматы скоро откроется Музей современного искусства – событие, о котором мечтали много лет. Его возглавит искусствовед Меруерт Калиева, ранее создавшая галерею Aspan – проект, начавшийся с поп-ап выставок и ставший одной из важнейших институций на арт-сцене. Галерея сформировала круг художников, воспитала зрителя и, по сути, стала неформальным архивом эпохи.

За этой историей – личный выбор, системная работа и глубокое понимание процесса. Автор Mustafinmag поговорил с Меруерт о ее пути, художниках, коллекционерах и скульптурах, которые умеют “разговаривать” без слов.

Откуда все началось

culture.ru

culture.ru

Мне всегда казалось, что я не выбирала искусство – скорее, оно выбрало меня. Было два момента, которые определили мой путь. Первый – когда мне было лет девять, мама отвела меня в Музей Кастеева на выставку Николая Рериха. Я хорошо помню эти синие и фиолетовые тона, но до зала Рериха мы увидели нечто невероятное. На полу были разложены зеркала, работали телекамеры. 

Facebook / Рустам Хальфин

Facebook / Рустам Хальфин

В стороне сидел человек в шляпе, взгляд его был устремлен во внутренний двор, где висел парашют – оммаж Йозефу Бойсу. Позже я узнала, что это была акция Рустама Хальфина “Большое стекло”. Было ощущение, что происходило нечто неимоверно важное, но суть этого действия была для меня недосягаемой.  

Кадр из фильма “Андрей Рублев”

Кадр из фильма “Андрей Рублев”

Затем я случайно увидела по телевизору фильм, который потряс меня до глубины души и вселил вселенский ужас. Это был “Андрей Рублев” Тарковского. Тогда я почувствовала, какой силой может обладать искусство.

Это привело меня к изучению истории искусства в Великобритании, а после университета я работала в аукционном доме Christie’s. Работа с ныне живущими художниками для меня всегда была интереснее, но я окончила университет в разгар кризиса 2009 года, когда в музеях и галереях сокращали штат. 

Меруерт Калиева

img

Мне повезло, что Christie’s мне предложили работу в отделе современного искусства. Это была очень хорошая школа и невероятный опыт: через твои руки проходят настоящие сокровища. При этом я всегда знала, что хочу вернуться в Казахстан.

Искусствовед

Как возникла галерея

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

Когда я вернулась в 2014-м, современное искусство в Алматы почти исчезло с радаров. Чтобы увидеть что-то живое, нужно было лично знать художников, прийти в мастерскую, попросить показать работы. В музеях такого уже не выставляли, галерей почти не было.

Я общалась с художниками – многие подрабатывали, потому что продажи были эпизодическими. Кто-то снимал свадьбы и преподавал, другие делали скульптуры на заказ. Так, я поняла, что если у художника нет базового дохода от своего искусства, он не может ему по-настоящему посвятиться.

Aspan Gallery

Aspan Gallery

Aspan Gallery

Aspan Gallery

Aspan

Так родилась идея Aspan. Я хотела создать коммерческую галерею, которая будет продавать произведения художников, обеспечивая им базовый доход, а также предоставит площадку пробовать, экспериментировать, тестировать свои идеи. Первыми, кого выставляли, были Ербосын Мельдибеков и Елена с Виктором Воробьевы. Мы делали масштабные проекты в залах Музея Кастеева. Галерея обрела свое постоянное пространство в 2017-м.

Западная модель и независимость

С самого начала галерея работала по западной модели: инвестировала в продакшен, каталоги, брала на себя организационные вопросы и логистику. Это было чем-то новым для Казахстана, где художники часто сами оплачивали все расходы по выставкам, включая аренду галереи.

Aspan Gallery

Aspan Gallery

За десять лет многое изменилось – стало больше молодых художников, расширилась аудитория. Если раньше каталоги мы раздавали бесплатно и их никто не брал, то теперь многие тиражи распроданы. Мы проводим по четыре выставки в год, минимум две из них – персональные. 

Свобода и искусство

Для меня Aspan – это лаборатория идей. Это пространство для экспериментов и свободы. Это отличает нас от более крупных институций, где меньше гибкости и места для риска.

Для многих художников галерея становилась первой площадкой, где они могли протестировать свои идеи. Например, персональная выставка Саодат Исмаиловой в Aspan в 2021 году стала своего рода трамплином для ее международных проектов, включая Венецианскую биеннале, документу в Касселе и множество сольных проектов по всему миру.

Коллекционеры: кто они

Aspan Gallery

Aspan Gallery

Первые покупатели были зарубежными – музеи и частные коллекционеры. За годы существования галереи произведения наших художников оказались в Центре Pompidou в Париже, Tate в Лондоне, Guggenheim Abu Dhabi, Stedelijk в Амстердаме, M+ в Гонконге, музеях в Швеции, Австралии, США и многих других стран. Мы гордимся тем, что участвуем в продвижении наших художников на международной арт-сцене и тем, что многие их произведения сохранятся на века в собраниях музеев по всему миру.

Смена поколения

Позже началась смена поколения внутри страны. Помню девушку лет двадцати, которая пришла на выставку и купила рисунок. Она сказала: “мне родители разрешают потратить такую сумму на платье или на искусство, и я выбрала искусство”. Для меня это было откровением.

Многое изменилось после пандемии – появились более молодые коллекционеры, у которых вкус формировался уже в диалоге с международным современным искусством. Они видят, каковы цены на работы зарубежных авторов с сопоставимой репутацией, и понимают, что у наших художников большой потенциал для роста. 

Aspan Gallery

Aspan Gallery

Старшее поколение реагирует иначе. Представьте: человек заходит в галерею, видит работу молодой художницы, которой чуть за тридцать, и узнает, что ее картина стоит дороже, условно, чем у мэтра Шарденова. У них возникает недоумение: “Как так? Он же классик”. Новое поколение относится к этому иначе, у них другие ориентиры.

Что ищут коллекционеры в современном искусстве?

Сегодня в Казахстане есть три-четыре человека, которые собирают современное искусство системно. По моей оценке, искусство XX века собирают около 40–50 коллекционеров. Среди коллекционеров современного искусства есть и предприниматели, и люди из креативных индустрий. Они хотят видеть у себя дома работы, говорящие с ними на одном языке, часто более провокационные.

Выбор художников

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

У меня нет секрета, как понять, “выстрелит” ли художник через 10–20 лет. Я смотрю не на тренды, а на внутреннюю потребность человека быть художником. Есть разница между тем, кто может сделать сильный проект и перегореть, а есть те, кто были рождены быть художниками. Они не могут ими не быть. 

О балансе

Главное – художественная ценность. Сейчас социальная повестка сильно влияет на программы музеев и культурных учреждений, но для меня первична художественная значимость. Баланс между актуальностью и глубиной важен, иначе есть риск скатиться в популизм.

Сотрудничество с Нурланом Смагуловым

Almaty Museum of Arts

Almaty Museum of Arts

Один из ярких эпизодов – покупка скульптуры Ричарда Серры Нурланом Смагуловым. Это было абсолютно спонтанно. Мы были в Париже, я предложила заехать в галерею посмотреть выставку Серры. Он вошел, увидел и сказал: “Берем”.

Понимать искусство без слов

Никто не планировал тратить такие суммы. Позже выяснилось, что скульптура слишком тяжелая, и под ней нельзя размещать подвал – пришлось менять архитектуру музея под нее. Но когда экспонат установили, сомнения исчезли – проходя сквозь него, даже скептики понимали ее без слов.

Нурлан собирает не ради инвестиций, а потому что он чувствует. Ему невозможно что-то навязать. Ему нужно, чтобы работа говорила с ним напрямую.

Музей или галерея

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

Владимир Яроцкий / Mustafin Magazine

Галерея – это пространство для творчества и эксперимента. Музей – это ответственность перед обществом и историей. С публичной институции такого масштаба и спрос выше, тогда как в Aspan мы можем позволить себе большую гибкость и спонтанность.

Артхив

Артхив

Instagram / almatymuseumofarts

Instagram / almatymuseumofarts

Как выбирали скульптуры для Almaty Museum of Arts?

Выбирая уличные скульптуры для Музея современного искусства, мы стремились к тому, чтобы они обращались к каждому зрителю – даже к тем, кто впервые сталкивается с современным искусством. В работах Жауме Пленсы, Алисии Кваде и Йинки Шонибаре сочетается интеллектуальная глубина и простая, понятная поэтичность, которая говорит сама за себя, без необходимости в длинных экспликациях.