Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Экспертное
img
arrow

17.09.2025

Все фото: ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE

Текст: Владимир Яроцкий

Что происходит с джаз-сценой в Казахстане

Арсен Superfly о творчестве без рамок, своем чутье и фестивале Groove Me

Джаз хоронили десятки раз, как и театр, но на его поминках почему-то всегда играет живая музыка. Так и с казахской сценой: ее списывали в архив, называли “чересчур наивной” и “слишком местной” – и вот теперь она танцует на европейских площадках.

Арсен Рысдаулет, aka DJ Arsen Superfly, знает цену этим “похоронам” и “возрождениям”. Он играет музыку, которую обесценили вчера, а на следующий день за ней уже выстраивается очередь – чтобы объявить ее новой классикой. Такой у него метод: дать звуку самому доказать, что он живее всех живых.

Автор Mustafinmag встретился с Арсеном и поговорил с ним о его творчестве, музыкальных тенденциях и новом фестивале в Алматы – Groove Me Jazz Festival.

“Я просто ставлю пластинки”

Арсен Superfly – редкий диджей, которого называют “легендарным”. Он, разумеется, отмахивается. Легендарный – это, скорее, про Баха или Колтрейна, а он просто ставит пластинки. Соседский парень с хорошим вкусом. Только вот вкус этот таков, что он уже помещается внутри страны.

Он мог бы ходить с орденами на груди – “живой архив” и “меломан эпохи”. Однако сам диджей предпочитает не носить регалии, а искать музыку: сумки с пластинками для него куда важнее. Даже попадание на My Analog Journal – для большинства почти диджейский ”Оскар” – Арсен комментирует скупо: “Просто сет с казахской музыкой”.

Музыка из детской гостиной

Все началось в Каракемере. Первые кирпичики фундамента: The Beatles, Алла Пугачева, The Rolling Stones.

Музыка в комнате

“Меня усаживали посередине комнаты и включали пластинки – лишь бы не плакал. Ну и все, я заткнулся и слушал”.

Затем его отец – музыкант народного ансамбля Адырна – привозил из заграничных гастролей кассеты. Тогда девятилетний Арсен уже разбирал Стиви Уандера и Майкла Джексона.

Дефицит как школа вкуса

Наше поколение добывало музыку как хлеб”, – делится Арсен. В условиях дефицита звук становился драгоценностью: одна кассета могла менять судьбу. Именно так и выработался его метод отбора – жесткий, без компромиссов.

Главное правило

“Не вовлекает – сразу в корзину. Даже если это хит”.

Джаз без рамок

В основе сетов Арсена, будь то house, uk garage или drum’n’bass, всегда есть соул и джаз. Артист любит напоминать: джаз рамок не любит, а импровизация – бесконечна, поэтому он впитывает все – от бразильского джаза до монгольской этники.

У этого подхода есть простая педагогика: если не понимаешь джаза, посмотри на лайн-апы мировых фестивалей – там уже все смешано.

Личный зал славы

Classic 107

Classic 107

Главные вдохновители Арсена – это Куинси Джонс, Хэрби Хэнкок, Стиви Уандер, Джон Колтрейн, Рой Айерс, Марвин Гей. Также среди них – Арета Франклин, Фредди Меркьюри, The Beatles, Том Жобин, Маркос Валле, ну еще и Рахманинов, Бах и Шопен.

Нити жанров

Для Арсена музыка всегда тянется нитями: из классики в джаз, из джаза в соул, из соула в хаус.

Чутье на тренды будущего

Арсен умеет угадывать тренды. В 2014-м он ставил baile funk, под который не умели танцевать. Сегодня тот самый ритм слышен в одном из самых популярных треков страны – "Айдахар” Ирины Кайратовны.

"Казахские" сеты

“В 2010-м я упорно вшивал казахские треки – например, “Гүлшат-ай” моего друга Жениса Нургали – и это считали «ужасом»”.

Спустя несколько лет Молданазар и новое поколение казахстанских музыкантов взорвали YouTube. Арсен признается, что в 2025 году отыграл больше “казахских” сетов, чем за все пятнадцать лет до этого. Песню Жениса Нургали он отыграл на двух открытиях центров современного искусства – в “Целинном” и Almaty Museum of Arts.

Виниловая география

Love Vinyl в Лондоне. Heart Beat Vinyl и Superfly Records в Париже. OYE Records в Берлине. Это магазины, где Арсен может провести целый день – с перерывом на обед и снова перебирать содержимое ящиков. Винил – это не коллекция ради статуса, а работа с памятью.

Дело принципа

“Выбираю то, что нужно прямо сейчас и на что хватает бюджета. Лимитированные тиражи стараюсь брать сразу – перевыпуска может не случиться.”

Путь к этнике

С детства Арсена окружали музыканты. Лет в десять он услышал алматинскую этно-группу Roksonaki и понял: это искусство, а не “шаманская какофония”. Спустя тридцать лет на микстейпе для My Analog Journal “Колыбельная” стала финальным треком – дань уважения великой группе.

Арсен Superfly

img

“Моя задача – вытаскивать казахстанскую музыку, в том числе на виниле, и доносить ее новым слушателям. Важно не обесценивать чужой труд. Классический кейс – Сиксто Родригес: в начале 70-х он выпустил два альбома, их почти никто не купил, лейбл закрылся, контакты потерялись, и он ушел из музыки. А в ЮАР и Австралии пиратские копии сделали Родригеса народным героем. Спустя десятилетия его нашли, сняли “Searching for Sugar Man”, он вновь поехал в тур и переиздал записи. Это история о том, как время возвращает справедливость.”

Кейс Сиксто Родригеса

Groove Me Jazz Festival

Друг Арсена, Рустам Оспанов, создал Jazzystan – фестиваль, который привозил в Алматы легенд от Маркоса Валле до Soil & Pimp Sessions. Когда проект затих, Арсен увидел пустоту и запустил Groove Me Jazz Festival. Если Jazzystan был мечтой Рустама Оспанова, то новый проект – это трезвый, но дерзкий ответ Арсена на вопрос: “А что дальше?”.

То, что начиналось в 2010-м вечеринкой в баре DK, выросло в полноценный фестиваль. Сегодня там можно найти живую музыку, эксперименты, молодых казахстанских исполнителей и неожиданные коллаборации с мировыми артистами. Groove Me – это возвращение Алматы в статус джазового города.

“Мы не должны ждать, что наш регион кто-то откроет. Мы открываемся сами”.

Instagram / assylz_, satzhan_project

Instagram / assylz_, satzhan_project

Лайн-ап Groove Me Jazz Festival 2025:

  • Assylzat – пианистка и композитор, соединяющая джаз и nu soul

  • Nuketai Collective (группа известного тромбониста Нурболсына Толеухана) – фьюжн, джаз и этно

  • Satzhan Project (легендарный проект Сатжана Шаменова) – этно-джаз

  • Giant Steppe (свежий взгляд на джаз от Данияра Ахмеджанова, Олега Ткаченко и других музыкантов) – джаз-фанк

  • Manara – современный джазовый соул на стыке R&B и neo soul, открытие прошлого года

  • Close Counters (Австралия/Великобритания) + Orynkhan + струнный квартет – спецпроект и ремикс на песню “qazir bolmasa”, превращенный в soulful/jazzy house с мировым потенциалом.

Диджей как рассказчик

Маршрут Арсена прост и дерзок: собирать музыку, пока другие собирают регалии. Его “коллекция” – это не только винил, но и память города, в котором джаз всегда звучал чуть громче шума улиц.

Для Арсена каждый сет – это еще одна возможность вплести в пластинки историю своей земли. Просто музыка и он, ее проводник.

Популяризатор музыканта

“Диджей – не конкурент музыканту, а его популяризатор. В длинном сете (3–6 часов) я веду слушателя от простого к сложному, “заманиваю в ловушку”, соединяя редкий трек с общепризнанным хитом так, чтобы сложилась целостная история звука.”