04.11.2025
Все фото: Кадры из сериала “Казахские страшные сказки”
Текст: Жангир Джангильдин
“Казахские страшные сказки”: каким получился сериал Адильхана Ержанова
Мрачный Каратас, фольклорные сущности и фирменный черный юмор режиссера
Адильхан Ержанов – одна из ключевых персон казахстанского кинематографа. Известный по фильмам “Черный, черный человек” и “Степной волк”, на этот раз режиссер удивил зрителя работой над сериалом в детективном сеттинге с примесью национального фольклора. Прокатившись по нескольким международным фестивалям, тепло принятые “Казахские страшные сказки”, наконец, дошли и до премьеры дома.
Автор Mustafinmag посмотрел первые две серии нового сериала, чтобы понять, насколько органично Ержанову удалось соединить мистику, локальный колорит и фирменный инди-стиль.
Сюжет и атмосфера
Городского следователя Биржана Рымжанова отправляют на службу в аул Каратас, в котором происходит множество странных потусторонних явлений. Полицейский пытается раскрыть дело о смертях в роддоме, попутно впутываясь в еще более масштабные и загадочные происшествия.
Здесь сразу же бросается в глаза аллюзия на легендарный сериал “Твин Пикс” Дэвида Линча – но на синопсисе схожести почти и заканчиваются. В отличие от хоть местами и жуткого, но лампового городка Твин Пикса, Каратас кажется местом отнюдь не притягательным.
Атмосферой он больше походит на мрачную Луизиану из “Настоящего детектива”. При этом у него есть свой неповторимый постсоветский колорит небольшого поселка на отшибе мира, где время будто бы застряло между 1970-ми и 2020-ми.
Как часто принято в подобных местах, городского следователя сразу же невзлюбили. Местным авторитетам не нравится, что какой-то чужак лезет в их дела, а в интересах полиции – закрыть дело и отправить героя назад.
Давление на Биржана также оказывается и со стороны семьи, которой по понятным причинам не нравится нахождение в этом месте. Поддержку в раскрытии дела герой найдет только в местной гадалке Саре и патологоанате Ульмесе.
Мультивселенная Адильхана Ержанова
Вообще, для зрителя, уже знакомого с творчеством Ержанова, пребывание в Каратасе – это, скорее, возвращение, нежели новое путешествие. Вымышленный поселок, фигурирующий и в других фильмах режиссера, является олицетворением места, в котором сконцентрированы все людские пороки, равнодушие и злобы мира, проявляющиеся в разных ипостасях.
А в центре событий – хоть и не идеальный, но непоколебимый герой, борющийся против системы. При этом героями во вселенной Ержанова не рождаются – ими становятся, когда сталкиваются с тьмой, которой нужно противостоять.
Помимо образа Каратаса, у режиссера есть и свои любимчики-актеры, без которых он и не обошелся в этой работе. Например, исполнитель главной роли Куанатай Абдимади, известный алматинскому зрителю по ролям в театре “ARTиШОК”, появлялся и в “Степном волке”. Не впервой также участвовать во вселенной режиссера актерам Анне Старченко и Санжару Мади.
Подобно Тарантино и другим большим авторам, Ержанов является настоящим гиком не только в кино, но и в литературе и музыке. Большая культурная эрудированность режиссера видна и в “Казахских страшных сказках”. Здесь можно заметить отсылки как на казахскую, так и на мировую культуру. Все это гармонично вписывается в уникальные образы и мотивы, присущие авторскому почерку режиссера.
В этой версии Каратаса можно встретить гуляющую по степной трассе Албасты, которая как-то связана с главврачом больницы, окончившим Гарвард. А главный герой ездит по поселку на старом Мерседесе в строгом костюме и плаще, как будто на дворе все еще 80-е. Это все происходит под саундтрек алматинской инди-рок-группы “Dóreki!”. Про них мы, кстати, уже писали в нашем материале про q-rock.
Общие впечатления
Хотя в сериале и проглядывается узнаваемый авторский стиль Ержанова, заметно также, что в этот раз проект больше заточен на массового зрителя. Здесь много фирменного черного юмора и особой химии между героями, которые словно только учатся взаимодействовать с другими людьми.
Однако местами монтаж кажется немного перегруженным. Картина будто спешит показать много действий и экшена сразу, не давая зрителю погрузиться в атмосферу и быт городка более плавно. Важные сцены скачут между друг другом стремительно. Из-за этого не всегда получается прочувствовать момент досконально.
Стоит отметить, что такое впечатление сложилось лишь по двум просмотренным сериям. Возможно, впоследствии повествование выровняется.
Что касается визуальной составляющей – здесь все отлично. Сериал крайне выверенный, вайбовый и стильный. Спецэффекты и грим впечатляют своим натурализмом. Работа проделана колоссальная. Это же и касается и актерских работ – все персонажи живые, смешные и пугающие.