25.08.2025
SulpakCinema
Текст: Акбота Ибрагимова
Как мифы степи стали частью казахской поп-культуры
Mustafinmag о возвращении древних легенд в кино, литературе и видеоиграх
Современные адаптации мифов активно формируют поп-культуру, проникая в различные медиа – от фильмов и литературы до музыки. Элементы мифологии служат основой для создания уникальных персонажей и сюжетов, которые перекликаются с нашими современными реалиями.
В мировом кино мы видим архетипы, заимствованные из древних сказаний, где герой, проходящий путь трансформации, становится центральной фигурой. Музыкальные артисты обращаются к образам богов и древних историй, создавая многослойные альбомы. В литературе мифы становятся фундаментом новых интерпретаций, где разговор идет уже не только о прошлом, но и о человеческих ценностях XXI века.
Казахстан не остается в стороне от этого феномена. Здесь мифология получает вторую жизнь – и не в музейных залах, а на экране, в книгах, комиксах и цифровых мирах. Автор Mustafinmag разобралась, какими мифами степи вдохновляются казахстанское кино, литература и видеоигры.
Фильмы и сериалы
Youtube / B8PRODUCTION
Казахстанские режиссеры все чаще обращаются к фольклору, превращая его в жанровое кино. В 2024 году вышла мистическая комедия Анвара Матжанова “Жезтырнақ” – история о демонической женщине с медными когтями, знакомом образе из народных преданий. Картина сочетает хоррор и юмор, доказывая, что фольклор можно встроить в современную жизнь.
Youtube / fantasia_festival
Один из самых ожидаемых проектов этого года – это сериал “Казахские страшные сказки” от Адильхана Ержанова. Каждый эпизод – это новая история, основанная на местных легендах. Западные критики назвали проект “глубоко укорененным в казахской культуре” и отметили его смелое сочетание хоррора, нуара и черного юмора.
Кадр из фильма “Аккыз”
Кинематографисты вдохновлялись мифами и в прошлом. Например, ближе к артхаусу есть фильм 2011 года “Аккыз” Жанабека Жетируова на основе космогонических представлений древних кочевников. Его показывали в Риме и Анталье, где зрители назвали картину “поэтическим кино о сотворении мира”.
Кадр из фильма “Чинара на скале”
В 1960–1980-х годах “Казахфильм” экранизировал различные народные эпосы. Среди них – художественный фильм “Чинара на скале”, посвященный легенде о красавице Айсулу и мультфильм “Легенда о черном волке”.
Книги и комиксы
Instagram / daryakula
Мифология в литературе звучит интимнее – например, как в романе Дарьи Акуловой “Семь бед и змеиный завет”. Книга соединяет шаманские практики, тенгрианские мотивы и мифологию с внутренней драмой одиночества. Это не эпос о батыре, а история девушки на грани человеческого и сверхъестественного. В этом ее сила – показать миф как личное переживание и метафору поиска себя.
Если художественных книг с мифологией немного, то комиксов – куда больше. Именно они стали лабораторией, где мифы оживают в самых разных формах.
Фрейм из комикса “Ермек батыр”
Например, в комиксе “Ермек батыр” Мадибек Мусабеков попытался создать национального супергероя, выросшего из казахских легенд. Ермек встречается с чудовищами из фольклора и проходит путь героя, уязвимого и настоящего. Комикс стал первым казахстанским проектом на Amazon ComiXology.
Instagram / khancomics
В детской серии “Еркетай” Жакупа Оразхана (Khan Comics) главный герой стремится стать батыром и сталкивается с духами весны и зимы. Этот комикс выходит на казахском и русском языках.
Визуализация казахских мифов
Комиксы дают мифологии визуальный язык: шаманы, батыры и духи степи оживают на страницах, становятся героями для детей, подростков и взрослых. Это самая динамичная форма работы с традицией – быстрая, яркая, открытая для эксперимента.
Видеоигры
Steam / Umai Gaming
Игры – самый молодой медиум, но именно здесь мифология становится еще динамичнее. Казахстанские инди-разработчики обращаются к духам степи и тенгрианским сюжетам, создавая своеобразный игровой опыт.
В проекте Iz от Umai Gaming главная героиня играет на шанкобызе, чтобы успокоить духов. Вместо оружия – музыка, а вместо битвы – путешествие сквозь легенды. Здесь встречаются Жезтырнак и Желаяк, а пиксельная графика создает атмосферу мифологического мира.
Steam / Lost Nomad
Также есть Lost Nomad – RPG, основанная на тюркской мифологии. Игра особенно интересна аудитории, уставшей от привычных сеттингов с викингами или пиратами. Во-первых, она освежает индустрию новым культурным материалом. Во-вторых, она наполнена отсылками к реальным историческим событиям и мифологическим сюжетам.
Будущее мифологии
Пусть эти проекты пока нишевые, они показывают: у мифологии есть будущее и в цифровой культуре. Игры позволяют не просто читать или смотреть историю, а проживать ее – чувствовать страх перед демоном, силу шаманской музыки и радость победы.
Читайте также