08.06.2025
Кадры из фильма "Финикийская схема"
Текст: Полина Павлинская
“Финикийская схема”: стоит ли смотреть новый фильм Уэса Андерсона
Проблема отцов и детей, классический стиль режиссера и юмор
Совсем недавно автор показал свою картину в Каннах и удостоился 7,5-минутных оваций. При этом фанаты и критики ругали его последние фильмы, и даже “Финикийскую схему” не все встретили тепло.
Если предыдущие картины ругали за перегруженность, свежую ленту обвиняют в недостаточности. Очевидных причин для критики нет – чаще можно услышать, что в ней нет новаторства и она не дотягивает до самой яркой работы художника “Отель «Гранд Будапешт»”.
Однако далеко не каждый фильм должен поражать и перепрыгивать предшествующие хиты. Если смотреть это кино в отрыве от озвученных вводных, можно насладиться игрой актеров, ярким и симметричными кадрами, а также юмором – считаем, что уровень перегруженности здесь субъективен.
Сюжет
Андерсон часто поднимает проблему отцов и детей – “Финикийская схема” не исключение. Также она стала популярной темой минувшего кинофестиваля.
Центральная фигура – Жа-Жа Корда (Бенисио дель Торо). Это влиятельный и “грязный бизнесмен”, который одержим преумножением своего капитала. На пути к этой цели он в последнюю очередь думал о морали. Каждый жизненный выбор – даже брак и рождение детей – было выгодной сделкой. Его дела влекли за собой голод и бедность.
После очередного неудачного покушения Корда попадает в, предположительно, загробный мир. По ходу сюжета он будет регулярно туда возвращаться и переосмысливать жизнь. Это заставило задуматься Жа-Жа о наследии, которое тот полностью завещает 20-летней дочери. Смелый и нелогичный ход, ведь у него есть еще девять сыновей.
Очевидно, магнат не был хорошим отцом. К дочери, монахине Лизль (Миа Триплтон), его привел не только страх смерти и потери богатства. За этим стоит вина. В начале кажется, что сближение с дочерью необходимо лишь для ее согласия на отказ от церкви и управление делами отца. Позже мы понимаем, что есть в нем и что-то человеческое. Этот персонаж стремительно эволюционирует к концу.
Его примеру следуют и другие герои – в начале Лизль сталкивается с острым кризисом идентичности. Каждая деталь в завещаемых делах противоречило Библии и ее личным принципам. Она убеждает себя, что может использовать полученные ресурсы и власть во благо.
Но незаметно для себя, монахиня проигрывает мирским удовольствиям и быстро обрастает вредными привычками – курению и алкоголю. Ее четки меняются на ювелирные; простой нож сменяется на золотой кинжал, подаренный монархией; а инкрустированная драгоценными камнями курительная трубка заменяет самодельную. Но и этот кризис позже становится точкой роста и переосмысления мировоззрения Лизль.
Стиль
Видно, насколько к последнему фильму вылизан классический андерсеновский визуал, но это не минус. От критиков и фанатов слышны “слишком”, “чересчур”, “перегруженно”, но мы этого не нашли. В “Финикийской схеме” действительно всего много, но черту Уэс не переходит.
Движение камеры и взаимодействие актеров с ней, склейки и анимированные вставки – веселящий и не раздражающий аттракцион. Пожалуй, сейчас, в эру дефицита внимания, это самый актуальный визуал для кино.
Актеры, как всегда, подобраны идеально – особенно порадовал появившийся под конец Бенедикт Камбербэтч. Интересно было наблюдать и за перевоплощениями Майкла Сера. Приятным открытием стала Миа Триплтон – дочь актрисы Кейт Уинслет.
Стоит ли смотреть?
Вокруг этой этой картины много противоречий. Мы же советуем сходить в кинотеатр (да, смотреть “Финикийскую схему” на большом экране – отдельное удовольствие) и сформировать собственное мнение о фильме.