Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Новости
img
arrow

10.04.2025

Фото: Коллаж Mustafin Magazine

Текст: Mustafin Magazine

Художники “воскресили” мозг композитора Элвина Лусье

Теперь он продолжает сочинять музыку – четыре года после своей смерти

Группа художников и ученых из Австралии вырастила “мини-мозг” покойного американского композитора Элвина Люсье, пишет The Guardian. Во время выставки “Revification” в Художественной галерее Западной Австралии он сочинял музыку в режиме реального времени.

Revivification” – это проект команды художников Нейтана Томпсона, Гая Бен-Ари и Мэтта Гингольда, а также нейробиолога Стюарта Ходжеттса. Они были давними поклонниками творчества Лусье, который в 1965 году стал первым композитором, использовавшим мозговые волны для генерации живого звука в своей работе “Music for Solo Performer”.

По словам авторов проекта, они начали обсуждать с музыкантом идею “возрождения” еще в 2018 году. Но только в 2020 году, когда Лусье было 89 лет и он страдал болезнью Паркинсона, он согласился сдать свою кровь для “Revivification”.

Сначала его белые кровяные клетки были перепрограммированы в стволовые. Затем под руководством Ходжеттса команда превратила эти клетки в церебральные органоиды – скопления нейронов, имитирующие мозг человека.

Revivification

Revivification

Во время пандемии команда дистанционно встречалась с Лусье каждые две недели, пока он не умер в декабре 2021 года. Исследователи продолжили работу, а ее результатом стала инсталляция, представленная в Художественной галерее Западной Австралии.

Инсталляция одновременно и звуковая, и визуальная: она состоит из 20 больших параболических латунных пластин, которые выгибаются из стен, словно золотые спутниковые антенны. За каждой пластиной скрываются звуковой преобразователь (аналог динамика) и механический молоточек, которые реагируют на нейронные сигналы, поступающие от мини-мозга. 

В результате пространство наполняется “рассеянным” звуком, похожую на музыку. Органоиды Лусье были выращены на тонкой сетке из 64 электродов, что позволило улавливать нейронные сигналы из нескольких слоев – подобно развивающемуся мозгу. Затем Гингольд адаптировал платформу с открытым исходным кодом для интерпретации этой активности в звук.

При этом “мини-мозг” Лусье не только генерирует звук, но и принимает его. Микрофоны в галерее улавливают окружающий шум, включая человеческие голоса и резонансные тона пластин, и эти аудиоданные преобразуются в электрические сигналы и поступают обратно в мозг. 

Проект вызывает множество философских и этических вопросов. Например, можно ли считать такую музыку настоящим творчеством и может ли искусство существовать вне человеческого тела?

Однако авторы не дают прямых ответов. По их словам, этот проект в первую очередь – искусство, и только потом – наука.