Mustafin Magazine Logo
loupe
  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Мозг
  4. arrow-right
  5. Наука
img
arrow

07.11.2024

Freepik / tawatchai07

Текст: Еренмарал Бекей

За чем наблюдать тем, кому интересны звезды?

От китайской космической станции до “Артемиды”. Эти и другие проекты стремятся вернуть нас на Луну

Это может показаться новостью, проект работает всего год, но в Астане расположен так называемый Сборочно-испытательный комплекс (СБиК). Мастерская, где мы производим спутники. Не так давно Казахстан подписал с Монголией договор на разработку и поставку одного такого устройства. А чуть позже Минцифры сообщило, что страна испытает собственные ракеты до конца этого десятилетия.

Тут важен фон – что происходит в остальном мире.

Луна и Марс, астероидные пояса, космос в целом – все это вдруг стало привлекать к себе внимание, какого не было со времен лунной гонки. Мировые издания даже стали утверждать, что мы вновь стоим на той же стартовой линии. На этот раз место Страны Советов занял Китай, но на горизонте маячат и другие фигуры: Индия, например, и частные космические компании, вроде SpaceX. Можно разглядеть и Казахстан, пусть и очень далеко.

Космос снова привлек внимание всего мира, и сегодня мы расскажем о миссиях, которые стремятся не только вернуть нас туда, но и освоить это пространство. Эти проекты направлены на поиск способов существования за пределами Земли – будь то на поверхности Луны или на орбитальных станциях.

НАСА | Артемида

Название этого агентства стало синонимичным слову “космос”, но за последние десятилетия громкие события в космонавтике обходят НАСА стороной. Миссия  “Артемида” – это и попытка вернуть себе лидирующие позиции, и игра на ностальгии по первому веку покорения космоса. Возвращению на Луну.

Первая фаза завершилась в 2022 году. Беспилотная миссия облетела Луну по орбите, чтобы протестировать технику, созданную специально для программы: сверхтяжелую ракету, известную под названием “Система космических запусков” (SLS), и транспортный корабль “Орион”, который должен прийти на смену шаттлам.

Вторая фаза, или “Артемида II”, запланирована на сентябрь следующего года. На этот раз “Орион” понесет экипаж из четырех человек в первой с 1972 года пилотируемой экспедиции за пределы околоземной орбиты. Экипаж протестирует все системы на безопасность, чтобы подготовить миссию 2026 года, цель которой – высадка на спутнике Земли.

С тех пор, как состоялась последняя высадка, многое изменилось, и теперь у американского агентства есть план. Начиная с четвертой миссии, НАСА планирует задействовать астронавтов для установки жилого модуля на окололунной орбите – первой ступени станции Gateway, а каждая последующая миссия будет связана с установкой новых модулей.

Стремясь оправдать свое имя, станция Gateway должна стать вратами в дальний космос, открывая нам путь к Марсу и Венере. Амбиций НАСА не занимать. К 2031 году они хотят добиться ежегодных спусков на Луну.

ISRO | Чандраян

Миссии на Луне от индийского космического агентства чуть менее амбициозны, что, впрочем, не помешало луноходу “Чандраян-3” исследовать наш спутник с августа прошлого года по август этого.

Аппарат проводил замеры на южном полюсе Луны. Этот регион представляет особый интерес из-за значительных запасов льда. Считается, что это поможет понять, как образовалась Луна.

А еще, этот кратерный лед, сохраняющийся благодаря постоянной тени, может стать источником кислорода, питьевой воды и топлива для всех будущих миссий.

Программа “Чандраян” – часть все той же лунной гонки, правда, сроки Индии, по сравнению с другими странами, сдвинуты дальше в будущее. К 2035 году страна планирует построить орбитальную станцию, а к 2040 году – отправить первого астронавта на Луну и организовать миссии на Венеру и Марс.

Добиться всего перечисленного будет очень сложно, учитывая бюджет ISRO.

Для сравнения: бюджет НАСА в этом году составляет $25 млрд, тогда как их индийские коллеги вынуждены осуществлять посадки на небесные объекты за $1,55 млрд. Даже меньше. Стоимость создания “Чандраян-3” составила всего $75 млн. Можно поразиться находчивости которая позволяет претворять в жизнь такие проекты, но можно ли доверить таким суммам жизни индийских виомонавтов? Первая экспедиция пилотируемого корабля “Гаганьян” намечена на 2026 год, и будет ли она успешной – сложно сказать.

SpaceX | Starship

Когда эта компания появилась в 2002 году, было сложно представить, что частные инвестиции в космос могут конкурировать с государственными. В конце концов, в этом просто не было никакой выгоды.

Но SpaceX изменил это отношение. О них, и особенно об их основателе, Илоне Маске, можно много чего сказать, но отрицать гигантский скачок, который они совершили, глупо. На сегодняшний день они соперничают с Китаем по количеству космических запусков, полностью затмив остальных конкурентов. 

Может, новости про космических туристов вызывают наибольший интерес у публики, но на видео выше запечатлен запуск ракеты, которая может стать поворотным моментом в истории человечества.

Мы не преувеличиваем. Starship – это полностью многоразовая ракета, чьи отделяющиеся ступени можно повторно использовать, критически снижая стоимость массовых запусков на орбиту до $100 миллионов с планируемым снижением до $20 млн. Для сравнения, запуск SLS от НАСА стоит $4,1 млрд, и ракету при этом придется строить заново каждый раз.

Первые запуски в 2023 году прошли неудачно, но запуски этого года пока что остаются успешными. От того, будет ли Starship успешен, зависит и судьба “Артемиды”. Ведь для любого амбициозного плана по освоению космоса нужны дешевые корабли.

CNSA и CASC | Тяньгун и Мэнчжоу

Сказать, что Китаю нечем ответить на появление частных компаний в космосе, было бы неправильно. В 2022 году на орбиту вывели космическую станцию “Тяньгун” – одну из двух, обращающихся вокруг Земли.

Если Gateway амбициозно ставит врата в дальний космос, у Луны, то “Тяньгун” – проект более практичный. Первые два модуля станции, “Тяньхэ” и “Вэньтянь”, – это ее жилые капсулы, рассчитанные на шесть человек в целом, а третий модуль, “Мэнтянь”, служит в качестве лаборатории. Китай стремится, чтобы тайконавты находились на орбите круглый год и тому есть причина.  

CNSA работает над созданием полноценной экосистемы в космосе, и трехмодульная станция задумана лишь как ее первая фаза.

Теперь, когда задача обеспечения работы на орбите решена, следующим этапом становится разработка многоразовых ракеты и корабля, которые смогут конкурировать с Starship.

Многоразовый корабль “Мэнчжоу” у Китая уже есть. Этот аппарат разрабатывался для двух целей: отправки на Луну и поддержания деятельности “Тяньгуна”. Что касается ракеты, в начале этого года было объявлено о планах запустить в следующие два года многоразовые ракеты, но сведений о них пока мало. У нас есть лишь информация о том, что первые тесты оказались успешными.

Из перечисленных нами программ китайская, наверное, самая последовательная из всех. Страна вкладывается во все, что связано с космонавтикой, даже создание собственных скафандров не было обделено вниманием. Значит ли это, что Китай сможет ступить на Луну? Не знаем, но у них точно есть для этого деньги. $14,15 млрд было потрачено в прошлом году на тех, кто смотрит на звезды.