Mustafin Magazine Logo
loupe
  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Мозг
  4. arrow-right
  5. Наука
img
arrow

02.10.2024

Коллаж Mustafin Magazine

Текст: Еренмарал Бекей

Как искусственный интеллект влияет на создание рекламы и фильмов

С 2010-х алгоритмы персонализировали для нас интернет-запросы, теперь они готовы для большего

Вам попалась реклама. Палец по привычке хочет смахнуть публикацию, тянется нажать на плашку “пропустить”, но вы останавливаетесь. На экране – вы. “Вы” улыбается, а ваш голос льется из динамиков, продавая очередной незаменимый продукт. 

Для пользователей Snapchat эта сцена близка к реальности. Всего пару дней назад чьи-то чуткие глаза заметили новую опцию в настройках социальной сети. Она называется “Мои селфи”, включена по умолчанию и позволяет скармливать алгоритмам свои селфи для того, чтобы генерировать из них изображения. Закавыка одна – включение этой опции означает, что вы даете согласие на использование сгенерированных изображений себя в рекламе.

Селфи будут использоваться “для разработки и совершенствования моделей машинного обучения... и в исследовательских целях”. Вам не положено никакой компенсации за ваше лицо на объявлениях. Этот скромный текст, перечисляющий условия предоставления услуг, открывает новую страницу в персонализации интернета. Страницу, которая уже исписана.

Пример со Snapchat может показаться далеким от казахстанской реальности, но это лишь одна соцсеть – к ней можно добавить и другие. Если вы пользуетесь LinkedIn, вам стоит обратить внимание на пункт “Данные для улучшения генеративного искусственного интеллекта” во вкладке о конфиденциальности данных. Схожие опции включены по умолчанию и в других социальных сетях: не-Twitter, Reddit, Facebook и Instagram. В трех последних отключить эту функцию нельзя.  

Прежде чем набраться злости – подумаем. С пандемии мы как следует обустроились в цифровом мире. Мы заказываем еду, рассматриваем предложения, которые не заканчиваются, потому что лента бесконечна, и ожидаем скидки, ведь они всегда есть. Мы не говорим этого вслух, но если мы посмотрели фильм на видеостриминге, то ожидаем, что платформа запомнит наши вкусы и начнет предугадывать наши интересы. 

Эти сведения нужно откуда-то брать, и социальные сети не что иное, как кладезь. Жизнь, запечатленная там, органична. Это то качество, к которому стремятся алгоритмы. Быть как можно более органичными.

Наше молчание громко. Мы не просто предпочитаем персонализацию, выяснила экспертная группа McKinsey & Company, мы ее требуем. Статичные сайты нулевых – прошлое не столько дизайна, сколько бизнес-стратегий, так как 71% пользователей ожидают от компаний подстройки под свои вкусы. Когда этого не происходит, 76% говорят, что это их не устраивает. 

Алгоритмы должны не только распознавать вкус, но и предугадывать его изменения, подстраиваясь в реальном времени, здесь и сейчас. Отсюда и нужда в больших массивах данных и их органичности.

Алгоритмы должны не только распознавать вкус, но и предугадывать его изменения, подстраиваясь в реальном времени, здесь и сейчас. Отсюда и нужда в больших массивах данных и их органичности.

Что интересно, отвечая на вопрос о том, чем для них является персонализация, люди говорили об общении, дающем ощущение собственной важности. Когда компания проявляла к ним интерес и после покупки, проверяя, все ли хорошо прошло с доставкой, или заботясь о том, чтобы было понятно, как пользоваться купленным, отправляя вместе с чеком видеоинструкцию. В цифровом мире важно общение.

Этот принцип увлекает все больше компаний.

Кинокомпаний, например. Решающим фактором при подборе актерского состава является не навык, скрытый за именем, а вес этого имени. Если вам показалось странным, что главного героя в “Братьях Супер Марио в кино” сыграл Крис Прэтт, вы уже знаете этому объяснение. Это решение принималось людьми в костюмах, а что если его будет принимать ИИ?

Пока такие идеи заслуживают только черные полосы в СМИ. Больше недели назад компания Lionsgate объявила о сотрудничестве с Runway, предоставив обширные архивы фильмов и сериалов для обучения новой модели искусственного интеллекта. 

Как это часто бывает, в пресс-релизе не найти слов настоящих, реальных людей: “Runway... поможет нам использовать ИИ для разработки передовых и капиталоэффективных возможностей создания контента.” – заявил вице-президент киностудии Майкл Бернс. Что именно это означает, сложно сказать, но кинокомпания, хочет использовать полученную технологию в будущих постановках.

Противники использования алгоритмов выигрывают борьбу за умы хотя бы потому, что умеют доходчиво выражать свои мысли.

Словами Гильермо дель Торо

“ИИ показал, что может создавать полупривлекательные заставки, и это, по сути, все. Ценность искусства не в том, сколько оно стоит и как мало усилий требует, а в том, насколько вы готовы рискнуть, чтобы оказаться в его присутствии... Сколько люди готовы заплатить за эти заставки? Заставят ли они их плакать из-за потери сына? Матери? Из-за того, что они неправильно прожили свою юность? Конечно, нет, б****.”

Именитый режиссер сказал – как отрезал. Однако в киносреде нет какого-то общего мнения. Разные точки зрения распадаются на все большее количество нюансов, и не последнее место здесь занимает социальный статус говорящих.

Последний сценарист” режиссера Питера Луизи – это фильм, сценарий к которому написал ChatGPT. Съемочная группа задалась вопросом: “Что, если мы подойдем к сценарию, написанному ИИ, со всей серьезностью и попытаемся сделать из него цепляющий фильм?” Бюджет картины на зависть казахстанским режиссерам ($850,000 или ₸406,555,000), а каждая сцена – хрестоматийный пример кинематографии. Как вы понимаете, это пример про тех, кто может себе позволить снимать кино.

Видео ниже это про тех, кто позволить себе такие бюджеты не может. Это миры, создаваемые несовершенными ИИ-инструментами. Одежда и внешность персонажей меняются с каждым следующим кадром, а элементы мира переходят один в другой, искажаясь невозможным образом. Но именно поэтому – это визуальный опыт.

Персонализация зашла далеко. Мы уже говорим не о ключевых словах, которые поисковики вырывают из контекста. Речь о целых нарративах поведения – под них начинают подстраиваться продукты, создание которых раньше занимало годы. “RŌHKI EP 1 : Intersection” занял у своих создателей полтора месяца, тогда как раньше на это могло уйти до года. 

Тогда возникает вопрос: “Если увидеть своего цифрового двойника в рекламе – уже реальность, то как скоро это можно будет сказать о кино?”