20.01.2025
Коллаж Mustafin Magazine
Текст: Акбота Ибрагимова
Микротренды: что заставляет нас покупать здесь и сейчас
Как соцсети превратились в витрины на $500 млрд с дубайским шоколадом и нарядами из фильмов
Инфлюенсер выкладывает видео с продуктом: обзор, мини-влог или смешной мем. Видео набирает популярность, и другие начинают покупать то же самое. Лента заполняется похожими постами: обзорами, рекомендациями, реакциями. Чем больше уникального контента, тем сильнее желание присоединиться к тренду. Продукт стремительно становится хитом, но вскоре надоедает аудитории. Инфлюенсер публикует что-то новое, и все повторяется. Так работают микротренды — мгновенные вспышки популярности, которые меняют наши привычки и вкусы.
Автор Mustafin Magazine рассказывает, какие продукты смогли получить волну быстрого успеха, как крупные компании используют микротренды, и что заставляет потребителей попадать под их влияние.
Рынок микротрендов
Коллаж Mustafin Magazine
Социальные сети и мессенджеры стали онлайн-аналогами торговых центров. Свои возможности для торговли предлагают многие площадки, например, TikTok, Instagram и YouTube. Так, размер рынка социальной коммерции (S-commerce) в прошлом году превысил $500 млрд.
Размер рынка S-commerce популярных площадок по данным Statista (Иллюстрация: Mustafin Magazine)
Что может стать микротрендом
Взять, к примеру, сериал “Эйфория”: после выхода второго сезона поисковые запросы в сфере модной электронной коммерции взлетели. Когда героиня Мэдди Перес в исполнении Алексы Деми появилась в черном платье с вырезами, спрос на эту тенденцию вырос на 890%.
Кадры из сериала "Эйфория"
Небольшие компании и локальные производители часто первыми реагируют на микротренды. Стоит новому продукту появиться в сети, как малый бизнес находит новую нишу для заработка. Причем такое явление распространяется не только на одежду или аксессуары.
Коллаж Mustafin Magazine
Например, в казахстанском пространстве TikTok и Instagram большой популярностью пользуются микротренды на еду. Думаем, многие пользователи заметили ажиотаж вокруг дубайского шоколада и винограда сорта шайн-мускат. Даже сегодня на онлайн-досках объявлений в Казахстане можно найти более 500 объявлений по запросу "дубайский шоколад". При этом одинаково популярна не только оригинальная продукция, но и плитки ручной работы в разных ценовых сегментах. Желание приобщиться к микротренду становится важнее, чем аутентичность продукта.
Коллаж Mustafin Magazine
Крупные компании используют микротренды как возможность сохранять актуальность – например, Urban Outfitters, Zara и H&M.
Скорость важнее всего
Для брендов главный вызов – успевать за этим ритмом и надеяться, что клиенты останутся с ними, даже когда микротренд сойдет на нет. При этом быстрые тренды меняют и сам подход к шопингу. Рост этих мимолетных тенденций подталкивает людей к варианту "купи сейчас, разберешься потом".
Почему мы все это покупаем?
Коллаж Mustafin Magazine
Микротренды – это продолжение явления, широко распространенного в соцсетях: FOMO (fear of missing out), то есть страх упустить что-то важное. Термин описывает тревогу, возникающую из-за того, что вы видите, как другие находятся в курсе последних событий. А в случае трендов – переживание, что не сможете пережить тот актуальный опыт, который испытывают другие.
Что придет на смену микротрендам?
Сейчас люди все еще приобретают вещи, зная, что они будут актуальны лишь в течение короткого времени. Причем это распространяется на все – от декора для дома до гаджетов. Конечно, таким образом микротренды добавляют разнообразие в повседневную жизнь. Однако их мимолетный характер создает давление как на потребителей, так и на бренды, которым необходимо оперативно производить и обновлять продукцию, что может привести к снижению ее качества.
Иллюстрация Mustafin Magazine
Нарушить цикл может новая тенденция на опыт "в реальной жизни". Согласно данным EDITED, микротренды перенасытили индустрию. Как показали прошлые сезоны, многие бренды спешили адаптироваться к текущим микротрендам, заимствуя идеи из социальных сетей. EDITED отметили, что "74% представителей поколения Z ищут реальные оффлайн-впечатления, а не цифровые". В случае с одеждой, теперь потребители уделяют внимание материалам изделий и чаще выбирают бренды, соответствующие их ценностям, а не только текущему тренду.