Mustafin Magazine Logo
loupe
  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Капитал
img
arrow

20.01.2025

Коллаж Mustafin Magazine

Текст: Акбота Ибрагимова

Микротренды: что заставляет нас покупать здесь и сейчас

Как соцсети превратились в витрины на $500 млрд с дубайским шоколадом и нарядами из фильмов

Инфлюенсер выкладывает видео с продуктом: обзор, мини-влог или смешной мем. Видео набирает популярность, и другие начинают покупать то же самое. Лента заполняется похожими постами: обзорами, рекомендациями, реакциями. Чем больше уникального контента, тем сильнее желание присоединиться к тренду. Продукт стремительно становится хитом, но вскоре надоедает аудитории. Инфлюенсер публикует что-то новое, и все повторяется. Так работают микротренды — мгновенные вспышки популярности, которые меняют наши привычки и вкусы.

Автор Mustafin Magazine рассказывает, какие продукты смогли получить волну быстрого успеха, как крупные компании используют микротренды, и что заставляет потребителей попадать под их влияние. 

Рынок микротрендов

Коллаж Mustafin Magazine

Коллаж Mustafin Magazine

Социальные сети и мессенджеры стали онлайн-аналогами торговых центров. Свои возможности для торговли предлагают многие площадки, например, TikTok, Instagram и YouTube. Так, размер рынка социальной коммерции (S-commerce) в прошлом году превысил $500 млрд.

Размер рынка S-commerce популярных площадок по данным Statista (Иллюстрация: Mustafin Magazine) 

Размер рынка S-commerce популярных площадок по данным Statista (Иллюстрация: Mustafin Magazine) 

Что может стать микротрендом

Взять, к примеру, сериал “Эйфория”: после выхода второго сезона поисковые запросы в сфере модной электронной коммерции взлетели. Когда героиня Мэдди Перес в исполнении Алексы Деми появилась в черном платье с вырезами, спрос на эту тенденцию вырос на 890%.

Кадры из сериала "Эйфория"

Кадры из сериала "Эйфория"

Небольшие компании и локальные производители часто первыми реагируют на микротренды. Стоит новому продукту появиться в сети, как малый бизнес находит новую нишу для заработка. Причем такое явление распространяется не только на одежду или аксессуары. 

Коллаж Mustafin Magazine

Коллаж Mustafin Magazine

Например, в казахстанском пространстве TikTok и Instagram большой популярностью пользуются микротренды на еду. Думаем, многие пользователи заметили ажиотаж вокруг дубайского шоколада и винограда сорта шайн-мускат. Даже сегодня на онлайн-досках объявлений в Казахстане можно найти более 500 объявлений по запросу "дубайский шоколад". При этом одинаково популярна не только оригинальная продукция, но и плитки ручной работы в разных ценовых сегментах. Желание приобщиться к микротренду становится важнее, чем аутентичность продукта. 

Коллаж Mustafin Magazine

Коллаж Mustafin Magazine

Крупные компании используют микротренды как возможность сохранять актуальность – например, Urban Outfitters, Zara и H&M.

Скорость важнее всего

Для брендов главный вызов – успевать за этим ритмом и надеяться, что клиенты останутся с ними, даже когда микротренд сойдет на нет. При этом быстрые тренды меняют и сам подход к шопингу. Рост этих мимолетных тенденций подталкивает людей к варианту "купи сейчас, разберешься потом".

Почему мы все это покупаем?

Коллаж Mustafin Magazine

Коллаж Mustafin Magazine

Микротренды – это продолжение явления, широко распространенного в соцсетях: FOMO (fear of missing out), то есть страх упустить что-то важное. Термин описывает тревогу, возникающую из-за того, что вы видите, как другие находятся в курсе последних событий. А в случае трендов – переживание, что не сможете пережить тот актуальный опыт, который испытывают другие. 

Что придет на смену микротрендам?

Сейчас люди все еще приобретают вещи, зная, что они будут актуальны лишь в течение короткого времени. Причем это распространяется на все – от декора для дома до гаджетов. Конечно, таким образом микротренды добавляют разнообразие в повседневную жизнь. Однако их мимолетный характер создает давление как на потребителей, так и на бренды, которым необходимо оперативно производить и обновлять продукцию, что может привести к снижению ее качества.

Иллюстрация Mustafin Magazine

Иллюстрация Mustafin Magazine

Нарушить цикл может новая тенденция на опыт "в реальной жизни". Согласно данным EDITED, микротренды перенасытили индустрию. Как показали прошлые сезоны, многие бренды спешили адаптироваться к текущим микротрендам, заимствуя идеи из социальных сетей. EDITED отметили, что "74% представителей поколения Z ищут реальные оффлайн-впечатления, а не цифровые". В случае с одеждой, теперь потребители уделяют внимание материалам изделий и чаще выбирают бренды, соответствующие их ценностям, а не только текущему тренду.