13.03.2025
Коллаж Mustafin Magazine
Текст: Акбота Ибрагимова
Мемы и деньги: как юмор в интернете влияет на финансовые рынки
Рассказываем про мем-коины, инвесторов с Reddit и далеко не смешные данные
На первый взгляд, мемы кажутся цифровым аналогом фастфуда – быстро, весело и одноразово. Забавная картинка, остроумная подпись, может быть, даже странная внутренняя шутка – и вдруг этот мем повсюду. А после мемы выходят за рамки вирусного юмора.
Сегодня мемы являются валютой в экономике внимания, привлекая аудиторию, формируя интернет-культуру и, в некоторых случаях, становясь частью финансового мира. Некоторые мемы превращаются в глобальные сенсации, порождая мерч и даже движения на рынке.
В этом материале Mustafin Magazine рассмотрели, как интернет-шутки стали влиять на акции и криптовалюту.
Мемное движение рынка
Instagram / gamestop
Интернет-шутки стали центральным элементом новой финансовой грамотности (или неграмотности, в зависимости от точки зрения). Мемы оказывают более широкое влияние, чем аналитические записки брокеров в сфере инвестиций. Используя изображения из поп-культуры с наложенными комментариями о рынке, мемы как хвалят за то, что они делают трейдинг развлекательным и похожим на игру, так и критикуют за несерьезное отношение к инвестициям.
Стоит вспомнить историю компании GameStop, когда мемы с Reddit привели к масштабному росту акций и потрясли Уолл-стрит. Экономисты даже провели исследование, согласно которому юмористический контент может также формировать реакцию участников финансового рынка.
Instagram / gamestop
Исследователи изучили посты на форуме WallStreetBets в Reddit. Анализ охватил 1,9 млн постов с 2014 по 2022 год, из которых 55 700 содержали изображения, а 16 500 были идентифицированы как мемы.
Выяснилось, что последние чаще всего появлялись в ответ на плохие финансовые новости компаний – в такие дни их распространенность удваивается. А владельцы акций, ставших объектами мемов, реже продают их после негативных новостей, что замедляет падение цен.
Обычно после плохих новостей об акциях на форуме появляется больше рекомендаций продавать их. Однако, если вокруг акций активно распространяются мемы, ситуация меняется. В таких случаях количество постов с советами держать или покупать акции увеличивается. Тем не менее не стоит забывать, что именно мемное движение в Reddit начало скоординированную торговлю, которая повлекла за собой финансовые пузыри и излишнюю волатильность рынков.
Мем-коины
dogecoin.com
Очевидно, что такие подходы начинают менять рыночную динамику и создавать новые пузыри. Впоследствии шутки и мемы все чаще выходят из категории цифрового фольклора и становится частью реальной экономики.
Мем-коины – криптовалюты, созданные скорее ради шутки, чем для реального использования. Однако некоторые из них неожиданно взлетели в цене, достигли миллиардной капитализации и даже получили поддержку знаменитостей.
Несмотря на популярность, у большинства мем-коинов нет фундаментальной ценности или уникальных сценариев применения. Их рост обусловлен скорее ажиотажем и интересом. Инвесторы покупают мем-коины чаще всего ради участия в комьюнити, а не из-за их реальной ценности. Это делает их высокорисковыми активами, зависимыми от трендов и настроений рынка.
Коллаж: Freepik / ObsidianArt, cryptoblogs.io, coinrabbit.io, Youtube / Channels Television
Самый известный мем-коин – Dogecoin (DOGE). Он был создан в шутку в 2013 году, чтобы посмеяться над Bitcoin. Название "doge" является намеренной ошибкой слова "dog", и создатели признавались, что выбрали его, чтобы криптовалюта выглядела "как можно более абсурдной".
Так рынок становится более сложным для прогнозирования, что может отпугивать крупных инвесторов. Однако такая нестабильность, наоборот, привлекает дневных трейдеров и любителей риска, которые видят в ней возможность для быстрой прибыли. В результате рынок переживает волны резких подъемов и падений, создавая непредсказуемую торговую среду, в которой инвесторам приходится всегда быть начеку.
Несмешные данные
Коллаж Mustafin Magazine (Иллюстрация: nypost.com)
Создатели мем-коинов часто продвигают их через социальные сети, создавая искусственный ажиотаж и повышая цену. Если монете удается сформировать активное сообщество, ее стоимость может продолжить расти.
Правда и это не точно. Например, в ноябре 2024 года CoinWireZ опубликовал исследование, согласно которому 86% мем-коинов, активно рекламируемых в соцсети X (Twitter), через три месяца после хайпа дешевеют в 10 раз. Если бы инвесторы доверились блогерам с более чем 200 000 подписчиков, через три месяца их портфель мем-коинов сократился бы на 89%. А вот рекомендации блогеров с аудиторией менее 50 000 человек, напротив, принесли бы в среднем 141% прибыли. К тому же крипто-блогеры продвигали уже бесполезные мем-коины.