Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Истории
img
arrow

20.10.2025

ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE

Текст: Владимир Яроцкий

“Два горизонта”: зачем Багдат Сарсен соединяет скульптуру, графику и воздух

Художник говорит о роли орнамента, пространстве и казахстанском поп-арте

Коридор Центрального выставочного зала Алматы на этот раз стал пространством для первой персональной выставки Багдата Сарсена. Художник и скульптор, похоже, всерьез решил вернуть в казахстанскую графику ощущение тела и воздуха.

Выставка называется “Два горизонта”, но ее ключевая метафора – другая. Тонкая красная линия, аккуратно проведенная через все пространство зала, соединяет то, что обычно не соединяют: скульптуру и рисунок, античность и поп-арт, ремесло и постиронию.

Автор Mustafinmag посетил выставку Багдата, а также поговорил с художником о его работах, орнаментах и казахстанском поп-арте. 

Взгляд, который лепит воздух

Багдат – изначально скульптор, и в этом все объяснение. Даже когда он берет в руки карандаш, он не рисует, а “лепит” пространство. Его фигуры не существуют на бумаге, они прорастают из нее, будто лист – тонкая мембрана между плоскостью и объемом.

На больших листах, выполненных карандашом, ручкой и акварелью, оживают сцены повседневности: модница, дефилирующая по улице, сосед с собакой, борцы UFC в чапанах, Коркыт в солнцезащитных очках, фигуры из фольклора, неожиданно оказавшиеся в хаки-узоре.

Они живут в мире, где традиция и ирония уживаются естественно, без избыточного пафоса и той “этнографической истерики”, которой часто страдает современное казахстанское искусство.

Багдат Сарсен

img

“Я просто поставил скульптуру – и понял, что фон пуст. Значит, пора заняться и этим пространством”.

Пустой фон

Орнамент, сбитый с толку

Главное в методе Багдата  – орнамент, который он использует его вместо штриха, нарушая структуру и сбивая привычный декоративный пафос.

В этом есть что-то от шымкентской школы – той, где художник родился и где к ремеслу относятся как к форме медитации. Его рисунки действительно пахнут трудом: каждая линия отмерена, каждый сантиметр вычищен.

Графика и скульптура

“Я работаю как скульптор даже в графике. Орнамент превращается в фактуру. Очень важно сбить пафос декоративности и сделать из него текстуру”.

Казахстанский поп-арт

В своем поп-арте Багдата не пытается догнать Уорхола или Лихтенштейна. Он скорее играет с самим понятием популярности: в его мире “поп” – это про форму, доведенную до кристаллической ясности.

Универсальный формат

“Поп-арт – это мой язык. В нем можно работать со всем: и с авангардом, и с сарказмом, и с ностальгией”.

Плоскостное изображение здесь более выпуклое, чем любая 3D-графика. Оно вырастает из местного контекста – из визуальной среды Казахстана, где ирония соседствует с теплом и уважением.

Два года, проведенные на Кипре, добавили ему пластической античности. В композициях Багдата чувствуется греческий ритм, архитектоника, ощущение симметрии хаоса.

Архитектура пространства

Пространство ЦВЗ – сложное, коридорное. Кураторы разбили его, добавили конструкции и свет, создав выставку, которая читается без слов.

Белые стены, по которым тянется красная линия, направляют зрителя: то уходят внутрь работ, то снова всплывают на поверхности, становясь визуальным ритмом. Это и есть та самая тонкая связь между графикой и скульптурой, прошлым и настоящим.

Конец рисунка и начало скульптуры

“Два горизонта” – это попытка увидеть, где заканчивается одно и начинается другое.Багдат ставит зрителя между листом и керамикой, штрихом и телом, осязаемым и воображаемым.

Эта тонкая красная линия, проведенная по галерее, – его способ существовать между мирами: иронией и серьезностью, ремеслом и концепцией, личным и коллективным опытом.

Багдат – редкий случай художника, который не пытается “быть современным”. Он просто остается внимательным. В эпоху бесконечных тезисов и неоновых манифестов именно эта внимательность – и есть форма сопротивления.