10.10.2025
ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE
Текст: Владимир Яроцкий
Пока не осела пена: как выбирали лучшего сомелье Казахстана
Локальная винная культура, которая превращает вкус в искусство общения
В Алматы октябрь пахнет вином. Утро – как холодный брют: бодрит, щиплет щеки, обещает продолжение. Днем в воздухе чувствуется спелое яблоко и дубовая терпкость, словно город сам дышит выдержкой. 7–8 октября здесь проходило главное винное событие страны – конкурс Les Grands Chais de France The Best Sommelier of Kazakhstan. В этом году в нем соревновались не только знания, но и характер, самообладание и чувство вкуса в прямом смысле.
Казахстанская винная сцена давно выросла из любительских форматов. Сегодня это комьюнити, способное не только развлекать, но и формировать вкус, воспитывая публику и выводя страну на международный уровень. Чем запомнился девятый по счету конкурс сомелье, рассказывает автор Mustafinmag.
Победа, которая должна была случиться
В финал вышли Валентина Киричкова (Monte Bianco, Алматы), Антон Богомолов (Kazakhstan Wines & Spirits, Астана) и Даниил Стерликов (Monte Bianco). Победу – заслуженно и без драмы – взяла Валентина.
“Финал она проехала катком” – метко заметил один из экспертов. Все собрано, точно, спокойно. Киричкова – человек, который шел к этому титулу пять лет. В прошлом году она остановилась в шаге от победы, а теперь уверенно забрала главный кубок.
Второе место занял Антон Богомолов – первый за всю историю финалист из Астаны. Третьим стал Даниил Стерликов – дебютант и, по словам судей, “новый тип сомелье: одновременно технарь и артист”.
Финал, традиционно открытый для зрителей, проходил в формате “живого ресторана”: за 20 минут нужно было провести дегустацию, подобрать гастрономическое сопровождение и при этом сохранить самообладание. Свет прожекторов, звон бокалов и та самая тишина, в которой слышно, как дрожит рука, наливающая игристое.
Судьи, которые знают цену форме
На площадке – международное жюри:
Риз Чой (Гонконг), бронзовый призер ASI Best Sommelier of the World 2023
Жорже Нуньес (Португалия)
Гинтаутас Ясинскас (Литва).
Они улыбаются, наблюдая, как растет новое поколение: сосредоточенное, дисциплинированное, с тем самым блеском в глазах, который не подделаешь.
Возглавляет судейскую коллегию уже третий год Ратмир Ахметов – бронзовый призер ASI Best Sommelier of Asia & Oceania 2025.
Ратмир Ахметов
“Были шероховатости, но все отработано на 90+. Установили рекорды по количеству участников, зрителей, винных этикеток. Девятый конкурс становится масштабнее, но не теряет души”.
Судейство, по его словам, – почти инженерная работа. У каждого задания есть оценочные листы, решения фиксируются на видео, спорные моменты переслушиваются.
“В выступлении главное – концентрация и тайминг. Участник должен успеть все, не расплескав ничего. Чтобы выиграть, нужна форма – как у спортсмена перед Олимпиадой. Без ежедневной практики не получится даже налить ровно”, – объясняет Ратмир.
Его собственная бронза стала поворотным моментом для всего сообщества: впервые имя Казахстана прозвучало рядом с Гонконгом и Малайзией, впервые опередив Японию.
Больше чем бронза
“Это был вызов, но главное, что теперь ребята видят: можно выйти на мировой уровень, если готовиться системно”.
Театр начинается с пробки
Конкурс давно вышел за рамки профессионального экзамена – он напоминает театр, где каждое движение имеет значение. Бренд-шеф KazMyaso и судья конкурса Светлана Ханинаева сравнивает сомелье с актером, которому приходится играть на публику.
Светлана Ханинаева
“Когда стоишь под светом, на тебя смотрят 150 человек, руки дрожат, а тебе нужно улыбнуться и не пролить – это проверка не знаний, а характера”.
По ее словам, шеф не может существовать без сомелье. Он управляет вниманием, создает настроение. От того, как он держит бутылку, зависит, как гость запомнит вечер: один неловкий жест способен разрушить атмосферу.
Светлана смеется, вспоминая, как на дегустации один из участников спутал херес с вермутом:
Момент правды
“Это не ошибка, это момент правды. На конкурсе все живые, все волнуются. И только настоящие профессионалы умеют ошибаться красиво”.
Ретроспектива вина
Смотря на результаты конкурса и на ощутимое развитие локальной винной культуры, невольно хочется вспомнить то, когда все только начиналось – с импровизации и азарта. Артем Лебедев, один из людей, стоявших у истоков движения сомелье в стране, рассказывает:
Артем Лебедев
Язык винной культуры
“У нас не было даже одинаковых бокалов, но был интерес. Никто не думал про индустрию. Мы просто собирались, открывали вино и спорили, кто из нас прав. А теперь – международные судьи, партнеры, медиа. Это уже не ниша, а язык”.
Этот язык Алматы выучил стремительно, словно вдохнув терпкость первого урожая. В городе появились бары, где обсуждают не только урожай и регион, но и настроение вина. Люди перестали спрашивать: “Что подойдет к мясу?”. Вместо этого начали уточнять: “Какой стиль шардоне у вас в бокале?”
Алматы сегодня – не просто место, где пьют вино. Это город, где вино стало медиумом общения. Здесь царит эстетика “от руки”: немного хаоса, чуть пыли, капля пафоса – но с уважением к ремеслу и к тем, кто его делает. Все держится не на правилах, а на доверии.
Город привык видеть в бокале не просто напиток, а продолжение разговора. Вино теперь не для дегустации, а для диалога. Оно звучит в унисон с уличными фасадами, деревянными стойками баров и легким блеском бокала на вечернем солнце.
Вместо тоста
Девятый конкурс сомелье вновь показал: культура вина в Казахстане не выдумана. На самом деле, она выращена руками тех, кто любит свою работу и делает ее с уважением к детали.
У них нет громких лозунгов, зато есть блестящие шутки “для своих”, чувство такта и умение превращать сервис в искусство.
Ратмир Ахметов
“Это не просто шоу, а вклад в культуру. Мы растим поколение людей, которые умеют ценить вкус и проявлять уважение к продукту. Без этого не бывает ни хорошего вина, ни хорошего общества. И это, пожалуй, самое трезвое из всех наших дел”.
Трезвое дело
И пока не осела пена, Алматы снова делает глоток – в честь тех, кто умеет наливать красиво.
Читайте также