22.01.2025
Текст: Руслан Абдряев
Гонка аэротакси: кто и как создает электрические летательные аппараты
Рассказываем про 16 компаний и несколько ключевых событий в индустрии eVTOL
За прошедший год отрасль электрических летательных аппаратов с системой вертикального взлета и посадки (eVTOL) получила ряд новинок и в целом достаточно интенсивно развивалась. Однако не обошлось и без потерь, некоторые компании не справились с задачей по привлечению средств и оказались на грани банкротства.
Автор Mustafin Magazine отобрал несколько главных событий в области eVTOL за 2024 год.
Кого пустят в небо?
Одним из важных событий в сфере стало утверждение окончательных правил по эксплуатации eVTOL Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA). Аппараты стали первой совершенно новой категорией самолетов с момента появления вертолетов в 1940 году. Подобный транспорт предназначен для разных целей, его будут применять для воздушного такси, доставки грузов и спасательных операций.
Некоторые страны планируют действительно масштабное использование eVTOL. Только в Китае намерены развернуть около 100 тыс. таких аппаратов до 2030 года. Коммерциализация eVTOL должна привести к снижению расходов и увеличению доступности такого транспорта, полагают эксперты.
Помимо самих летательных аппаратов, отрасль eVTOL требует создания наземной инфраструктуры в виде станций и других объектов. Сам транспорт будет летать на низкой высоте.
Для оценки успехов большинства компании в этой индустрии создали Advanced Air Mobility Reality Index. Этот индекс учитывает ряд параметров, включая финансирование, технологическую готовность транспортных средств, ход сертификации и готовность к полномасштабному производству. По состоянию на декабрь 2024 года этот рейтинг возглавляли eHang, Beta Technologies, Joby Aviation, Archer Aviation и Volocopter.
Stellar Aviation
В начале прошлого года швейцарская Sirius Aviation представила свой электролет с вертикальным взлетом и посадкой Sirius Jet. Разработка компании базируется на водородной силовой установке, что должно позволить электролету преодолевать более тысячи километров без дозаправки.
Дизайн Sirius Jet создавали совместно со специалистами BMW Designworks и Sauber Group. Sirius Jet оснащен канальными вентиляторами — по десять на крыльях и по четыре на малых крыльях с двух сторон носа. Производитель обещает запас хода 1851 км у трехместной версии и 1046 км у пятиместной. Максимальная скорость полета составит 520 км/ч, набор высоты — до 9 км. Sirius Jet будет работать довольно шумно — 60 дБА. Стоимость базовой версии Stellar Aviation — $6,9 млн.
Первые полеты разработчик планирует провести в 2025 году, а сертификация FAA должна состояться в 2028 году. К концу прошлого года Sirius Aviation и Sirius Jet переименовали в Stellar Aviation и Stellar Jet, штаб-квартира компании переехала в США.
Traverse Aero
В январе 2024 года американская Traverse Aero презентовала грузовой eVTOL — Orca, в первую очередь предназначенный для военного использования. Полезная нагрузка весом до 250 кг будет располагаться на транспортных поддонах для удобства размещения на борту аппарата. Orca также можно использовать для эвакуации раненых, проведения разведки и запускать с него малые беспилотники.
Orca будет применять двигатель на авиационном топливе для выработки электроэнергии, питающей девять винтов: восемь на крыльях и один толкающий сзади. При взлете и посадке крылья будут наклонены вертикально, а затем разворачиваться горизонтально для полета вперед. Крейсерская скорость Orca должна составить 241 км/ч, а дальность полета — около 966 км.
Аппарат сможет автономно следовать по заранее запрограммированному маршруту и управляться дистанционно при помощии второго пилота на базе искусственного интеллекта. Таким образом можно будет управлять целым флотом Orca. Экипаж из двух человек сможет собрать дрон всего за 30 минут.
Archer Aviation
В 2023 году американская Archer Aviation завершила первую фазу испытаний своего серийного воздушного такси Midnight, коммерческая эксплуатация которого должна начаться в 2025 году. В начале 2024 года компания подписала несколько договоров о развитии наземной инфраструктуры в Калифорнии, Флориде и Нью-Йорке. Также у Archer есть контракт с НАСА.
Летом во время испытаний eVTOL от Archer смог разогнаться до 160 км/ч. Поднимаясь на высоту, Midnight переключает свои роторы для движения вперед. Затем он возвращается в вертикальное положение, чтобы спуститься вниз. Именно такой важный маневр выполнил производитель со своим аппаратом. Рассчитанное на четырех пассажиров и пилота аэротакси будет преодолевать расстояния до 161 км на скорости 241 км/ч.
В рамках соглашения с рядом компаний ОАЭ Archer планирует запустить услугу воздушного такси в Абу-Даби в 2025 году. Использование Midnight должно сократить время поездок между Абу-Даби и Дубаем с 60-90 минут по автомобильным дорогам до 10 минут. Также в текущем году аэротакси Archer должны появиться в небе над Индией, а в следующем — над Южной Кореей.
LuftCar
В феврале 2024 года американская LuftCar и филиппинская eFrancisco представили фургон, который вместе с дополнительным летательным аппаратом превращается в eVTOL. Комбинация будет работать на водородных топливных элементах.
Оборудованный шестью наклонными пропеллерами eVTOL получит дальность полета в 483 км при максимальной скорости 354 км/ч. Новинка специально предназначена для перемещения по островам. Такая спецификация актуальна для различных архипелагов, на котором в том числе расположены Филиппины.
FlyNow Aviation
В том же месяце австрийский стартап FlyNow Aviation презентовал автопилотируемый eVTOL — eCopter. Аппарат для воздушного такси оснащен соосной электрической трансмиссией, включающей два вращающихся в противоположных направлениях ротора. Благодаря такой компоновке eCopter может классифицироваться в ЕС как электрический вертолет, что должно ускорить его сертификацию.
Коаксиальная трансмиссия содержит меньше движущихся частей и оборудования в целом, это уменьшает вес, стоимость материалов и сложность eVTOL.
FlyNow планирует одно- и двухместные версии eCopter, а также грузовую модель, в основе которых будет лежать базовый аппарат. Все три модификации смогут летать до 50 км, крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная грузоподъемность — 200 кг. К настоящему моменту прошли только наземные испытания, а коммерческое производство стартует в 2026 году.
Doroni Aerospace
Весной прошлого года американская Doroni Aerospace анонсировала свою следующую модель eVTOL, получившую название H1-X. Летательный аппарат оборудован соосными канальными вентиляторами, обеспечивающими крейсерскую скорость в 200 км/ч в течение 40 минут при весе 612 кг и грузоподъемности 200 кг.
Вентиляторы расположены в воздухоотводах вдоль крыльев, как и у предыдущей модели — H1. Управление H1-X в значительной степени автоматизировано, оно обеспечивается джойстиком и экраном, доступными с любого сиденья. Взлет и посадка выполняются по нажатию кнопки, в комплекте идут датчики предотвращения столкновений и баллистический парашют на случай экстренной ситуации.
Doroni обещает начать выпуск H1-X в 2025 году, а массовое производство стартует в 2026 году. Предполагаемая стоимость eVTOL составит $3,4 млн.
Beta Technologies
Также весной американская Beta Technologies смогла выполнить важный маневр. Аппарат компании Alia-250 перешел от зависания к крейсерскому полету и обратно к зависанию для посадки. Beta Technologies стала первой, кто добился этого с пилотом на борту.
Alia-250 имеет размах крыльев 12 м и электрическую двигательную установку, функционирующую на литиевых батареях высокой плотности. Дальность полета и максимальная скорость eVTOL составляет 402 км и 222 км/ч. Фирменная модульная зарядка Charge Cube мощностью 350 кВт обеспечивает полное пополнение батареи за 50 минут. Beta планирует получить сертификацию FAA Alia-250 в 2026 году.
Pivotal
Летом американская Pivotal объявила о переносе на 2025 год начало поставок eVTOL Helix, хотя ранее компания обещала, что поставки клиентам начнутся в июле 2024 года. Helix — это одноместный летательный аппарат с дальностью полета 32 км и крейсерской скоростью 101 км/ч.
Стоимость eVTOL от Pivotal составляет $190 тыс., а его использование не требует лицензии пилота. Вес готового Helix — 150 кг, а его развертывание займет около 30 минут.
UDX
Чешская UDX представила прототип двухместного eVTOL под названием Airwolf. Оснащенный четырьмя канальными вентиляторами ховербайк способен разгоняться до 230 км/ч при мощности и весе 320 кВт и 230 кг. Запас хода Airwolf — 66 км. Представленный прототип имеет масштаб примерно в четверть от финального аппарата.
Стоимость eVTOL от UDX составит около $320 тыс. Для использования Airwolf потребуется лицензия спортивного пилота в США.
eHang
Китайская eHang стала первой в мире компанией, которая получила сертификацию на свой eVTOL. Аппарат EH216-S одобрил китайский регулятор в 2023 году. Продукт eHang протестировали и допустили для коммерческого использования в такси на территории КНР. В текущем году производитель объявил цену на EH216-S — $333 тыс.
Аппарат летает на восьми соосно установленных парах винтов и способен перевозить двух пассажиров на расстояние 30 км со скоростью около 130 км/ч. Согласно актуальному AAM Reality Index, eHang — единственная компания, которая уже начала доставлять eVTOL клиентам.
Joby Aviation
Летом прошлого года прототип аэротакси S4 от американской Joby Aviation совершил рекордный 841-километровый перелет, используя водородное топливо. Это в три раза превышает показатели, которых добивались только на батареях. Пилотируемые полеты Joby начались в Нью-Йорке еще в 2023 году.
Электрическая версия eVTOL Joby летит со скоростью 322 км/ч на расстояние до 161 км. Стоит отметить, что американская компания получила самое масштабное финансирование по сравнению с конкурентами — почти $3 млрд. Следом идет Volocopter.
Vertical Aerospace
Британской Vertical Aerospace удалось на 20% увеличить мощность своего аппарата VX4 за счет новой системы аккумулятора и трансмиссии. Производитель указывает, что максимальная скорость eVTOL достигнет 240 км/ч, а запас хода составит 162 км. Восемь пропеллеров VX4 изготовлены из композитного углеродного материала. Коммерческий дебют в качестве воздушного такси состоится в 2025-2026 годах.
Eve
Австралийская Eve презентовала прототип eVTOL под названием Eve Air Mobility. Компания планирует наладить производство аппаратов к 2027 году. Сейчас у Eve больше всего заказов на eVTOL по сравнению с конкурентами — почти 3 тыс.
Eve Air Mobility использует восемь винтов для взлета и посадки, а также еще один дополнительный винт сзади для движения вперед. В отличие от S4 от Joby решение Eve имеет зафиксированные пропеллеры и крылья, что снижает расходы на производство и эксплуатацию.
Rictor
Китайская Rictor представила на CES 2025 eVTOL под названием Skyrider X1. Аппарат позиционируется как электромотоцикл. Skyrider X1 способен передвигаться как по дорогам, так по воздуху. Максимальная скорость eVTOL — 100 км/ч. Базовая версия может оставаться в воздухе до 25 минут.
Функция автоматического планирования пути поможет проложить наилучшие маршруты полета в зависимости от пункта назначения, а опция адаптации к погодным условиям и окружающей среде автоматически регулирует высоту, скорость и направление движения. По слухам, Skyrider X1 начнут продавать в этом году за $60 тыс.
Lillium
Осенью 2024 года крупный игрок рынка eVTOL, немецкая Lillium, лишилась финансирования и подала на банкротство. Компания не смогла привлечь $54 млн от правительства Германии для продолжения деятельности. С момента основания Lillium получила инвестиции почти на $1,5 млрд. В конце 2024 года компания все же получила финансирование в размере $206 млн. Производитель планирует начать поставки двух моделей своих eVTOL в 2026 году.
Volocopter
Вслед за Lillium проблемы возникли у еще одной крупной компании в сфере eVTOL — Volocopter. Немецкая компания подала на банкротство в начале 2025 года. Суд в Германии ввел внешнее управление в отношении Volocopter. Ранее производитель заключил ряд договоров на создание служб воздушного такси в Финляндии, Южной Корее и Сингапуре. К февралю 2025 года Volocopter постарается найти инвесторов.
“Мы опережаем наших коллег по отрасли в плане технологического прогресса, летных испытаний и сертификации. Это делает нас привлекательной компанией для инвестиций, пока мы организуем себя с помощью внутренней реструктуризации”, — рассказал генеральный директор Volocopter Дирк Хоук.