29.08.2024
Текст: Еренмарал Бекей
Ferrari Purosangue и все, что изысканность не смогла утаить
Мастера из Италии не заметили, что изменился не мир – изменились они сами
Для Ferrari наступила новая эра примерно два года назад. Хотя компания привыкла обновлять всю свою линейку каждые 7-10 лет, в этот раз произошло кое-что совершенно иное. Был представлен Purosangue. Блестящий и спорный одновременно. Первый внедорожник от тех, кто ассоциируется с роскошью и мастерством.
Фабрика в Маранелло хочет начать с него новую главу. Будущее, в котором Ferrari сможет предлагать не только спортивные болиды с бензиновыми двигателями. Компания уже вложила $4,6 млрд инвестиций в электрические альтернативы, но насколько Ferrari сами готовы к этой эволюции?
История повторяется? | 1949 vs 2017
Луиджи Чинетти только вернулся в Европу. Он гонщик, автодилер, и сегодня он пришел к своему старому приятелю, Энцо Феррари, владельцу конюшни собственного имени – Scuderia Ferrari.
Луиджи знает: гоночные дела Энцо не идут. Тот взялся соперничать со сверхбыстрыми дьяволами Alfa Romeo, и по этому поводу у пришедшего есть идея. Отливать "пули" дорого. Так почему бы не дать тем, кто лишь фантазирует о гонках, то, чего они хотят? Это позволит вложиться разработки. Им – Ferrari для улиц, нам – Ferrari для гонок.
Энцо поднимает голову: "Им – это кому?" Его вопрос встречает оживленный ответ: имена, когда, и за сколько. Так на странице с заголовком "Ferrari" появляется первая запись. Поставивший ее человек считал это необходимостью.
Прошло семьдесят лет, и Ferrari вновь поднимает голову. На этот раз ответ другой: внедорожники забрали себе 46% всех автомобильных продаж. Почему бы не дать людям то, чего у них никогда не было? Им – Ferrari для бездорожья, нам – Ferrari для гонок.
Purosangue | 2+2=5
Диалогу гонщика и конструктора легко поверить. Аргументам четвертой по стоимости автокомпании в мире не хватает этой легкости. Их слова противоречат действиям, и это странно.
Когда Purosangue впервые показали публике, это был силуэт в темноте, позволявший свету ложиться плавными линиями на свое тело. Не имея прецедентов, конструкторы смогли понять, как должен выглядеть изысканный внедорожник.
У всех современных Ferrari вес визуально смягчен, и машина, которую увидела публика, была безусловно одной из них. Мастера из Маранелло хороши на обман, выдав двухтонный болид за то, чем он не является.
Что не вызывает аплодисментов – нежелание называть внедорожник внедорожником. Старая проблема. Компания известна своим хрупким отношением к имиджу. Раньше от клиентов ожидалось громкое “Нет!” на вопрос о розовом Ferrari, а теперь просят поверить, что перед ними доселе невиданный тип автомобиля. Имя ему – Ferrari Utility Vehicle.
Может, дело в неуверенности? Чтобы называться внедорожником, Purosangue должен быть практичным, и тут компания, известная своей непрактичностью, спотыкается.
Двенадцатицилиндровый двигатель дает разгон до 100 км/ч за 3,3 секунды. Максимальная скорость – 310 км/ч. Звучит как Ferrari, и это цепляет. Заправляться каждый трехсотый километр из-за расхода 26,1 л на 100 км. Не звучит как внедорожник, и это отторгает.
Бензиновый рев не отвлечет от мыслей, подрывающих хрупкий имидж Ferrari. Стоит сесть за руль, и иллюзии внедорожника как не бывало.
Девиз вековой давности против обещания за $2,9 млрд
Сейчас компания трудится над своим первым электромобилем. Ожидания высоки. Ferrari обещает, что их творение будет реветь так же громко, как и бензиновые бестии. На электромоторы установят устройства, усиливающие звук. Производство начнется в следующем году, а к 2026 году компания хочет, чтобы 60% их портфолио составляли гибридные и электрические автомобили.
Для таких изменений требуется смелость. Идеи вынашивались годами, еще со времен Серджо Маркьонне, предыдущего директора. Тот придумал, как дальше монетизировать уравнение “им – x; нам – y”, сделав компанию публичной. Как результат, сейчас Ferrari оценивается в $87 млрд.
Уравнение прошлого века работало на отчаянном желании вырвать победу, на девизе самого Феррари: “Второй – это первый из проигравших”, а потому не могло быть никаких компромиссов. Все машины на продажу должны быть идеальными.
Уравнение этого века подчиняется инвесторской воле. Если десять лет назад на дороги вышло семь тысяч красных жеребцов, то в прошлом году их было уже в два раза больше. Но разговор о вложениях в гонки имитируется по-прежнему. Хоть в нем уже нет ни гонщика, ни конструктора.
Purosangue – это блестящий, но недоработанный дизайн. Не каждая компания сможет собрать новую линейку из ничего. Ferrari смогли. Мастерам визуальных иллюзий осталось только быть честными с собой – они сильно изменились – и по-настоящему задаться вопросом: “Им – это кому?” Тогда они наконец примут участие в новой гонке.