18.09.2024
фото: thelightphone.com
Текст: Еренмарал Бекей
Dumb – новый smart: почему люди отказываются от смартфонов?
Как пользователи добровольно отключают себя от внешнего мира, а производители “дамбфонов” зарабатывают на цифровом минимализме
Люди смотрят в телефоны на улице, держась за поручни в автобусах и сидя за рулем. Они сопровождают нас везде, и это везде все больше начинает напоминать зависимость: любую свободную минуту мы проводим у экрана телефона.
Это все соцсети отказаться от которых сложно. Наше внимание в их власти: продуманные до мелочей сценарии цепляют нас своими крючками, мотают из стороны в сторону и бросают в инфопоток без начала и конца. Вот видео с пушистым клубком, сонно подмигивающим пронзительно зеленым глазом. А вот реклама сбора пожертвований после ужасного катаклизма.
Этот разнобой качает нас на самых страшных качелях: огорчает, радует и отнимает время. По всему миру люди идут на самые разные ухищрения, чтобы вернуть себе это время. Одни, отходя ко сну, кладут свои смартфоны подальше, а другие выкладывают $499 (₸239,928) за “дамбфоны”.
Расскажем, что это такое, в чем суть противостояния dumbphone vs. smartphone и почему люди готовы платить за цифровой минимализм.
Вас удивила цена?
Это не потолок. Модель MC02 от бренда Punkt стоит $749 (₸360,133). В реддит-сообществе, посвященном таким телефонам, это постоянный источник дебатов. Стоит ли платить такую цену только для того, чтобы у вас НЕ было возможностей iPhone 16? Мнения разнятся, но 76 тысяч человек подписанных на r/dumbphones могут нам кое-что сказать.
Dumbphone – противоположность smartphone. Изначально так называли просто старые модели: раскладушки и кирпичи. С 2010-х начали появляться современные модели, созданные для того, чтобы ограничить время нахождения в соцсетях, отключить нас от сети.
Девять лет назад, в 2015 году, на площадке Kickstarter был запущен сбор средств для The Light Phone. Минималистичного телефона размером с кредитную карту. Это устройство может совершать и принимать звонки, сохранять до 10 номеров быстрого набора и ставить будильник. Больше ничего. И все ради того, чтобы как можно меньше соприкасаться с сетевым миром.
Тому есть причины. Согласно отчету Института Рейтер за 2022 год, 36% людей в разных частях мира (всего были исследованы 46 стран) сообщали, что новости негативно влияют на их настроение, а 26% – что новости их утомляют. Переживаемый стресс вызывает у людей избегание новостей, они отключаются от новостного потока когда это касается определенных тем. Институт отметил две такие темы: политику и коронавирус. Всего избегает новостей 38% аудитории.
Последняя цифра. Половина молодых людей до 35 лет говорят, что просматривают новостные ленты с телефона.
Продуманный, не умный. Телефон, который дает вам полный контроль
Этот слоган и подобные ему (“Продукт, который работает на вас, а не вы на него”) – это основное отличие “дамбфонов” от просто старых моделей. Это совершенно другая подача. Это “мы продаем не продукт – мы продаем образ жизни”. Веха рекламы, легшая как влитая в новую нишу рынка и нашедшая свою аудиторию.
Тот же сбор для The Light Phone превысил свою первичную отметку, а все потому, что они попали в точку. Продукт обещает быть телефоном, который удержит вас подальше от телефона. Спасибо ограниченному функционалу.
Сейчас линейка The Light Phone готовится к пополнению – третьей модели с еще большим количеством функций. В интервью для The Verge сооснователь компании Кайвэй Тан поделился философией как продукта, так и компании, которая их производит: “Я не пытаюсь создавать винтажные телефоны. Я хочу переработать всю эту современную технологию с нуля и исключить всю лишнюю ерунду.”
Это, возможно, наиболее точно описывает ту проблему, которую пытаются решить “дамбфоны”: как пользоваться технологиями, но ограничивать их влияние на себя?
Новые модели “дамбфонов” пытаются найти эту грань, добавляя функции, приближающие их к смартфонам. Предыдущее поколение, которое позволяло только звонки и SMS, оказалось довольно успешным, по крайней мере, в США. Согласно экспертной оценке, там было продано 2,8 миллиона устройств в 2023 году. Правда, непонятно, что из этого – Nokia двадцатилетней давности, а что – телефоны, о которых говорим мы.
Даже так, покажет ли новое поколение с камерами и встроенными мессенджерами такой же успех, – уже другой вопрос.