23.10.2024
Коллаж Mustafin Magazine
Текст: Еренмарал Бекей
Что происходит с гаджетами, которые устаревают?
Мы разобрали три сценария после присвоения ярлыка "ретро”
Помните, как это было – смотреть фильмы на видеокассетах? Картинка на пузатом экране телевизоров часто расходилась статикой, а качество записи иногда могло быть не лучшим, и это сказывалось на цветовой гамме.
Эта эстетика еще жива. Ее можно видеть в музыкальных клипах, отсылающих к 90-м. А фильмы и видеоигры любят статичные помехи для своих хорроров. Но сами видеокассеты, их проигрыватели, ушли в прошлое, став как раз таки эстетикой.
Сегодня мы расскажем о том, что происходит с гаджетами, когда они морально устаревают, но продолжают жить на примере трех сценариев.
Уходят, чтобы вернуться
Словосочетание “моментальная фотография” ничего не скажет большинству современных людей, потому что цифровые фотографии по определению моментальны. Но в 1972 году Polaroid SX-70 предложила еще невиданный тогда способ фотосъемки.
Коллаж Mustafin Magazine
Фотографии извлекались автоматически, проявлялись за 10 минут без всякого осадка на снимке, но цена ($180 – без учета инфляции) помешала SX-70 стать по-настоящему популярной. Только с Land Camera 1000, стоившей $40, мир целого поколения людей перевернулся.
Polaroid Corporation объявила о банкротстве в 2001. Ее бренд и активы ходили по рукам, пока в 2017 году их не приобрел миллиардер Вячеслав Смолоковский.
Коллаж Mustafin Magazine
OneStep+ и другие модели продолжают традицию моментальной печати, используя пленку 600 и более новую I-Type. Кроме того, они оснащены современными примочками, такими как Bluetooth и управление через смартфон.
Показываются, чтобы поиграть с ностальгией
Когда Nintendo представила в 2016 году “классическую версию” NES, попросив за нее $59.99, абсолютно ни у кого не возникло мыслей о ненужности выпускать миниатюрную версию культовой приставки 1983 года. Настолько эта 8-битная система важна для геймеров.
Коллаж Mustafin Magazine
Приставка идет с 30 встроенными играми. Другие добавить нельзя – прощайте картриджи. Но даже так, на следующий год после запуска Nintendo продала около 2,3 миллиона NES Classic Edition. Фокус на ностальгии сработал.
Когда компания объявила о прекращении продаж, цена на эту и на такую же “классическую” версию Super NES тут же выросла, что натолкнуло Nintendo выпустить еще одну партию миниатюрных приставок в 2018 году и тогда же прекратить производство. В японской компании отлично понимают, что давить на чувства нужно с осторожностью.
Совет, к которому стоило бы прислушаться Sony.
Коллаж Mustafin Magazine
PlayStation Classic за $99.99 вызвала негативные отзывы. Цена, маленькое количество игр – всего 20, хотя за все годы жизни PS1 их вышло более 4,000, – а также использование морально устаревшего видеостандарта PAL для некоторых игр. Все это вызвало критику.
Поддерживаются маленьким, но толковым сообществом
Когда-то Walkman от Sony был первым музыкальным плеером, сочетавшим в себе портативность, доступность и простоту в использовании (о феномене образцовых дизайнов можно прочитать здесь). Внешне гаджет 1979 года напоминал диктофон, используемый журналистами. Так оно и было: сооснователь Sony Масару Ибука взял за основу диктофон Pressman и уменьшил его.
Коллаж Mustafin Magazine
Производство этих карманных проигрывателей продолжалось вплоть до 2010 года, пока формат аудиокассеты не стал окончательно ретро-концептом. Всего за это время было продано 220 миллионов кассетных Walkman.
Сейчас энтузиасты, особенно в Китае, поддерживают жизнь стареющих продуктов. Это относительно просто, так как технология аналоговая. С ней в целом проще возиться, но главное – простые детали означают, что их можно распечатать на 3D-принтере.
Культовый статус творит чудеса: на eBay классический Walkman может стоить €200 или ₸104,626.
Коллаж Mustafin Magazine
Похожий случай произошел с iPod Classic. Но есть отличие: вокруг ностальгии в США возникают целые стартапы. Например, tinyPod продает чехлы для Apple Watch, которые делают их похожими на классический iPod и придают им ту же функциональность.
К слову о настоящих iPod. Энтузиасты до сих пор активно поддерживают вторичный рынок. Пользователи научились модифицировать плееры: ставить более емкие аккумуляторы и флеш-накопители вместо морально устаревших жестких дисков (когда-то инновационных). На YouTube есть несколько каналов-миллионников, весь контент которых связан с моддингом и обзорами на iPod. На рынке до сих пор легко найти запчасти – есть компании, занимающиеся исключительно продажей адаптеров под SD-карты и твердотельные накопители.