16.10.2024
Коллаж Mustafin Mazagine
Текст: Еренмарал Бекей
Почему одни дизайны меняются, а другие нет?
Вспомните, как много было дизайнов телефонов когда-то, а теперь – только один. Почему так?
Чтобы наглядно показать, о чем мы сегодня будем говорить, мы попросим вас об одном: прочитайте пример, закройте глаза и представьте его.
Слово – телефон.
Мы специально оставляем все без деталей. Представили? Какой телефон пришел вам на ум? В нашей редакции мнения разделились: кто-то представил телефон с диском, кто-то – смартфон. Интересно, что никто из нас не вспомнил телефонные трубки – эту промежуточную стадию телефона, – а ведь именно с ней большинство из нас выросло.
Возможно, это связано с тем, о чем пойдет разговор: об образцовых дизайнах – продуктах, чей облик стал неразрывен с целой категорией предметов.
Начнем с того, что образцовый дизайн – это не лучший дизайн в своем роде. Наоборот, параллельно ему обычно существуют продукты, которые выполняют все то же самое, только лучше и эффективнее.
Вернемся к примерам выше. Мы знаем, что пользоваться кнопками удобнее. Вот только многие вспоминают тот аппарат, в котором нужно пальцем прокручивать диск до нужной цифры. Все для того, чтобы просто набрать номер. О какой образцовости тут может идти речь?
Дело в том, что образцовый дизайн соединяет в продукте четыре элемента:
- 01
Достаточно хорошее качество, которое
- 02
Не влияет на объем производства.
- 03
Наибольшая эффективность при наименьших издержках
- 04
Незаменимость в повседневной жизни
Важно тут, что наши примеры существовали в разные эпохи. Во времена дисковых телефонов это были простые в производстве устройства: поворотный механизм, трубка и основание из бакелита. Расчет здесь был на длительный срок службы. Высока вероятность, что, бывая у бабушек и дедушек, вы видели тот же самый телефон, что они покупали в 60-е или 70-е годы.
Помните такой? Это VEF TA 68, который когда-то стоял, наверное, в каждом казахстанском доме.
Латвийское изделие отпечаталось в постсоветском сознании, потому что оно монополизировало советский рынок. Оно было везде. А вот телефонные трубки не смогли так закрепиться, ведь скоро их путь пересекся с конкурентами – телефонами, которые можно было носить с собой.
Оговоримся. У истории, которую мы пытаемся рассказать, есть одно "но". До сих пор речь шла об обезличенных устройствах. Даже советский пример – не то. Чтобы просто узнать названия аппаратов, которые производились в стране, мы попросили помощи у ChatGPT. А образцовый дизайн – это как раз модель определенного бренда. Одно имя, которое нарисует в голове образ. Что-то запоминающееся.
Например, самый первый iPhone
Само по себе представилось, правда ведь? Неважно, каким смартфоном вы пользуетесь сейчас – источник вдохновения отследить вполне легко.
До него существовали целые семейства. Кнопочные кирпичи, помещавшиеся даже в ладошку, эффектные раскладушки, телефоны с клавиатурой вроде BlackBerry. Все они полагались на тактильность, на приятное ощущение от нажатия кнопок. Целый дизайн-язык был выстроен вокруг “веса” ваших действий.
У iPhone этого нет. Наоборот, нажать на экран ничего не стоит. Вашему действию нет никакого противодействия. Даже символического.
Это важно в контексте того, что можно назвать “революцией удобства.” Первая такая ознаменовалась появлением кофеварок, микроволновок, пылесосов. Устройств, облегчающих быт, сводящих временные затраты на нет одним нажатием кнопки.
Простая кнопка – мы пользуемся такими каждый день – является метафорой действия любого масштаба. Пользуясь компьютером, нам не нужно знать принцип работы полупроводников. Достаточно кнопки. Ее же достаточно, чтобы, например, запускать ракеты с Байконура.
В дизайне метафора принимает форму интерфейса. Кнопка – это пример самого простого интерфейса. Но как насчет рабочего стола как метафоры? Есть физический стол. Рядом или под столешницей – корзина. Если вам не повезло, или вы живете в XX веке, вокруг вас – большое количество папок с файлами внутри. И есть виртуальный рабочий стол. Все то же самое, только мы говорим о компьютерах.
Когда-то этого не существовало.
Не существовало пространства, внутри которого можно щелкнуть по папке. Нет, перед вами строка на черном фоне. Чтобы открыть папку, нужно знать, как она называется, и вписать напротив ее имени команду "открыть". В ответ на экране появится горизонтальный дождь, понятный узкому кругу.
Так было до того, как Microsoft развернула свою метафору офисного пространства: ранние версии Windows не были первыми или самыми лучшими системами, использовавшими этот подход, но наиболее массовыми. Образцовыми.
Чем проще интерфейс, тем шире круг вовлеченных.
Мы подошли к тому, чем является вторая “революция удобства.” Если с кнопкой вы выполняете какое-то действие, то через сенсорный экран вы прикасаетесь к целым индустриям: доставке, финансам, развлечениям. Даже ваша социальная жизнь может содержаться исключительно в устройстве, которое вы сейчас держите в руке.
Сейчас iPhone подвергается критике. Заслуженной. Но стоит закрыть глаза, как в сознание всплывет надкушенное яблоко.
Пока это так.
За десятилетие смартфоны не изменились. Все хотят соответствовать четырем элементам образцового дизайна. Но стоит только появиться новой метафоре, как толпы собравшихся 29 июня 2007 года, чтобы подержать в руках первый сенсорный экран, покажутся ничем.
Может сейчас нас пытаются удивить складными смартфонами, но образца среди них до сих пор нет. Дизайнеры не разобрались, как и сколько раз сгибать экран, как сократить издержки производства, и как убедить нас в незаменимости устройства.