Mustafin Magazine Logo

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Личное
img
arrow

02.12.2025

Все фото – предоставлены спикером

Текст: Акбота Ибрагимова

“Умное тело”: как бачата учит доверию и осознанности

Хореограф из Астаны о здоровой коммуникации, нейронных связях и силе движения

Эмилия Кайзель пришла на бачату случайно – после карантина, на третьем курсе университета, когда хотелось вернуть живые эмоции и почувствовать себя по-новому. С тех пор танец стал для нее далеко не “хобби на пару вечеров”. 

Он превратился в инструмент, через который она изучает тело, объясняет механику движения, строит доверие между людьми и создает свое маленькое комьюнити. Сегодня Эмилия преподает бачату в Астане, опираясь на опыт социолога и антрополога. 

В интервью с автором Mustafinmag она рассказывает, как танец становится способом свободы, исследования и внутреннего роста.

Знакомство с бачатой

Впервые столкнулась с бачатой на третьем курсе университета, после карантина, когда всем хотелось нового хобби и живых эмоций. До этого занималась дебатами и иногда думаю, что зря не пришла на бачату раньше. 

В университете было много танцевальных клубов. У меня были знакомые, которые танцевали сальсу, а преподавал ее в том числе Рустам – мой нынешний партнер. Тогда он же преподавал и бачату.

Эмилия Кайзель

img

Я пришла на пробный урок без ожиданий. Не для знакомств, не “пообниматься с мальчиками”, как иногда думают. Сильнее всего меня зацепило слово “импровизация”: казалось невероятным, что можно танцевать без хореографии, по ощущению музыки и партнера.

Хореограф

С первого же занятия я втянулась: регулярные уроки в университете, огромный поток – около 80 человек, атмосфера комьюнити. Я не пропускала ни одного урока.

Что зацепило в танце

Если коротко – меня оставили три вещи: тело, свобода и люди.

До танцев я нормально относилась к себе: хорошо выглядела, делала фото, умела краситься. Но когда начала танцевать, появилось ощущение “умного тела” – оно перестало быть просто телом и стало инструментом: свободнее и отзывчивее.

Второй момент – комьюнити. На занятиях рядом могут оказаться пилот, дизайнер, мама двоих детей, человек из IT и студент. Все разные, и их объединяет одно – желание научиться чувствовать свое тело. Бачата – это язык тела, и по движениям можно понять очень многое: страхи, блоки, реакцию, степень доверия.

Бачата красивая, нежная, живая – она не обязана быть страстной, как это показывают в TikTok. Она может быть мягкой, пластичной, импровизационной – и именно это и делает ее особенной.

Самое важное – это танец, который можно освоить в любом возрасте. Очень многие профессионалы пришли в бачату после 25–30 лет. 

Путь к преподаванию

Я всегда хотела быть человеком, которому доверяют, кого слушают и чья работа приносит реальную пользу, а не просто “быть на виду”. Учась на социолога, я понимала, что сильное качество – умение объяснять, проговаривать, разбирать по полочкам. 

Постепенно я начала ассистировать Рустаму на занятиях в университете, набирать практику – летом, в течение года, на тренингах. Потом меня пригласили преподавать женские группы в городе. 

Тогда я поняла, что мне это нравится. При этом я абсолютно трезво понимала, что не смогу всю жизнь преподавать только маленькие группы по шесть–семь человек. Этого мало – хотелось создавать не просто “уроки по расписанию”, а что-то свое: смысл, идею, методику, которая цепляет.

Преподавателей и в фитнесе, и в танцах очень много, но слышно далеко не всех. Мы видим и слышим только небольшую выборку. Мне не хотелось быть просто очередным преподавателем, который шаблонно отрабатывает программу. 

Свобода и здоровая коммуникация

В танцах, особенно в таких, как бачата, которая не является частью нашей традиционной казахской культуры, очень важно воспринимать их как инструмент. 

Для меня бачата – это инструмент для свободного тела и здоровой коммуникации. Взрослым людям очень мало предлагают парные танцы: кто ищет, тот находит, но активно продвигать это как норму, как часть жизни – пока мало кто берется.

При этом у людей сейчас очень большая проблема с навыком здоровой коммуникации. Мы стоим в очереди – и кто-то обязательно возмущается. Мы недовольны сервисом – идем писать жалобу. Мы не так поняли какого-то человека – и уже рассказываем о нем другим. 

У нас в целом мало здоровой коммуникации: ни в сервисе, ни в работе, ни в быту. Она есть, но если смотреть на общий масштаб, как будто этого навыка не хватает очень многим.

В бачате мы учим не стесняться, говорить телом, слышать партнера. Многие девушки и парни стесняются познакомиться с кем-то. Отсюда и возникают те самые “кринжовые моменты”. Но если правильно преподавать через тело и движение, тогда и тело становится спокойнее – и разум тоже.

Социология и антропология

Моя специальность – социология и антропология. Это сильно повлияло на то, как я объясняю движения. Я не даю сухие команды “рука туда, нога сюда”. Я объясняю через ощущения, ассоциации, работу с суставами и точками:

  • Представить ниточку над грудным отделом

  • Почувствовать, что работает только кисть, а не вся рука

  • Включить плечевой сустав отдельно

  • Осознать перенос веса.

Когда человек понимает механику, танец становится осознанным. Перенос веса, суставы, микродвижения – это основа. Именно оттуда приходит ощущение свободы в теле.

Социология помогает мне читать людей: как человек пишет в переписке, приходит на пробный урок и реагирует на первое объяснение. Практически сразу видно, кто продолжит заниматься, уйдет, боится или сомневается. Самое сложное – когда люди не пробуют. “Я подумаю” – это бесконечная петля.

Танцы меняют. Даже два-три месяца дают свободу движения, осанку, уверенность. Моя задача – объяснить так, чтобы человек понял не головой, а телом.

За время работы я заметила одну интересную закономерность. Люди старше 35, примерно до 48 лет, уже очень хорошо понимают, чего они хотят. У них есть работа, стабильность. Но так сложилось, что раньше они часто не танцевали – не было ни времени, ни привычки. И когда они приходят, приоритет для них – расслабленность, спокойствие тела, ощущение себя, иногда – восстановление чувствительности к телу, даже если они занимаются спортом.

Для молодежи от 18 до 28–30 лет приоритеты другие: это знакомства, уверенность, самопрезентация, умение проявляться, чувствовать себя не зажатым в обществе.

Бачата как культурное явление

В Испании бачата – часть культуры: фестивали на 2000 человек, ежедневные вечеринки. У нас эта культура только формируется. Однако комьюнити выросло сильно: Алматы, Астана, Шымкент, Караганда, Актобе, Атырау, все объединены танцами.

Бачата – это маленькая вселенная со своей модой, стилем, манерой движения, конкурсами, фестивалями, своими кодами. Попадая в нее, человек становится частью большого живого организма, где все друг друга знают, поддерживают, растут. 

Мне не очень нравится, как иногда показывают бачату в соцсетях. Когда берут очень интимный кусок танца, замедляют, ставят драматичный трек – и создается ощущение, что бачата – это что-то исключительно про страсть и “слишком близкий” контакт. 

Но это очень однобокое представление. На самом деле бачата учит здоровой коммуникации и бережному отношению друг к другу. Когда пары становятся в парный танец, женщины очень часто пытаются все контролировать. Мы так привыкли: сами все делаем, не доверяем людям. Это неплохо как защитный механизм, но с этим важно работать. 

В бачате так не получится. Танец не создастся, если девушка не доверится партнеру: он создает каркас танца, ведет, задает направление. Мы учимся следовать, добавлять свои фишки, украшать своими движениями. Но при этом в паре всегда есть ведущий и ведомый, и это нормально.

Для меня бачата – уникальный инструмент, чтобы научиться не только чувствовать себя, отдыхать и расслабляться, но и доверять.

Контакт с телом, нейронные связи и привычки

Никакая внешняя красота или “идеальная одежда” не заменит ощущения, когда ты в контакте со своим телом. Я могу выйти в свободных штанах и обычном оверсайз-топе и станцевать так, что это будет красиво. При этом я буду отлично себя чувствовать, потому что знаю свое тело, слышу его, понимаю, когда ему нужен отдых, а когда – нагрузка. 

Эффект от танцев часто приходит не в моменте, а постфактум. Я читала исследования о том, что в США депрессию, помимо медикаментозного лечения, помогают проживать через движение. Не обязательно танцы – это могут быть определенные движения тела под музыку. Важна именно музыка и движение. Так, создаются новые нейронные связи, вырабатываются новые привычки.

Одна тренировка мало что дает. Месяц – это уже срок, когда можно говорить о какой-то привычке и первых серьезных изменениях. Если цель – стать мягче, пластичнее, гибче – одного месяца мало, нужен больший горизонт, но стартовать можно с него.