02.12.2025
Все фото – предоставлены спикером
Текст: Акбота Ибрагимова
“Умное тело”: как бачата учит доверию и осознанности
Хореограф из Астаны о здоровой коммуникации, нейронных связях и силе движения
Эмилия Кайзель пришла на бачату случайно – после карантина, на третьем курсе университета, когда хотелось вернуть живые эмоции и почувствовать себя по-новому. С тех пор танец стал для нее далеко не “хобби на пару вечеров”.
Он превратился в инструмент, через который она изучает тело, объясняет механику движения, строит доверие между людьми и создает свое маленькое комьюнити. Сегодня Эмилия преподает бачату в Астане, опираясь на опыт социолога и антрополога.
В интервью с автором Mustafinmag она рассказывает, как танец становится способом свободы, исследования и внутреннего роста.
Знакомство с бачатой
Впервые столкнулась с бачатой на третьем курсе университета, после карантина, когда всем хотелось нового хобби и живых эмоций. До этого занималась дебатами и иногда думаю, что зря не пришла на бачату раньше.
В университете было много танцевальных клубов. У меня были знакомые, которые танцевали сальсу, а преподавал ее в том числе Рустам – мой нынешний партнер. Тогда он же преподавал и бачату.
Эмилия Кайзель
Я пришла на пробный урок без ожиданий. Не для знакомств, не “пообниматься с мальчиками”, как иногда думают. Сильнее всего меня зацепило слово “импровизация”: казалось невероятным, что можно танцевать без хореографии, по ощущению музыки и партнера.
Хореограф
С первого же занятия я втянулась: регулярные уроки в университете, огромный поток – около 80 человек, атмосфера комьюнити. Я не пропускала ни одного урока.
Что зацепило в танце
Если коротко – меня оставили три вещи: тело, свобода и люди.
До танцев я нормально относилась к себе: хорошо выглядела, делала фото, умела краситься. Но когда начала танцевать, появилось ощущение “умного тела” – оно перестало быть просто телом и стало инструментом: свободнее и отзывчивее.
Второй момент – комьюнити. На занятиях рядом могут оказаться пилот, дизайнер, мама двоих детей, человек из IT и студент. Все разные, и их объединяет одно – желание научиться чувствовать свое тело. Бачата – это язык тела, и по движениям можно понять очень многое: страхи, блоки, реакцию, степень доверия.
Бачата красивая, нежная, живая – она не обязана быть страстной, как это показывают в TikTok. Она может быть мягкой, пластичной, импровизационной – и именно это и делает ее особенной.
Самое важное – это танец, который можно освоить в любом возрасте. Очень многие профессионалы пришли в бачату после 25–30 лет.
Путь к преподаванию
Я всегда хотела быть человеком, которому доверяют, кого слушают и чья работа приносит реальную пользу, а не просто “быть на виду”. Учась на социолога, я понимала, что сильное качество – умение объяснять, проговаривать, разбирать по полочкам.
Постепенно я начала ассистировать Рустаму на занятиях в университете, набирать практику – летом, в течение года, на тренингах. Потом меня пригласили преподавать женские группы в городе.
Тогда я поняла, что мне это нравится. При этом я абсолютно трезво понимала, что не смогу всю жизнь преподавать только маленькие группы по шесть–семь человек. Этого мало – хотелось создавать не просто “уроки по расписанию”, а что-то свое: смысл, идею, методику, которая цепляет.
Преподавателей и в фитнесе, и в танцах очень много, но слышно далеко не всех. Мы видим и слышим только небольшую выборку. Мне не хотелось быть просто очередным преподавателем, который шаблонно отрабатывает программу.
Свобода и здоровая коммуникация
В танцах, особенно в таких, как бачата, которая не является частью нашей традиционной казахской культуры, очень важно воспринимать их как инструмент.
Для меня бачата – это инструмент для свободного тела и здоровой коммуникации. Взрослым людям очень мало предлагают парные танцы: кто ищет, тот находит, но активно продвигать это как норму, как часть жизни – пока мало кто берется.
При этом у людей сейчас очень большая проблема с навыком здоровой коммуникации. Мы стоим в очереди – и кто-то обязательно возмущается. Мы недовольны сервисом – идем писать жалобу. Мы не так поняли какого-то человека – и уже рассказываем о нем другим.
У нас в целом мало здоровой коммуникации: ни в сервисе, ни в работе, ни в быту. Она есть, но если смотреть на общий масштаб, как будто этого навыка не хватает очень многим.
В бачате мы учим не стесняться, говорить телом, слышать партнера. Многие девушки и парни стесняются познакомиться с кем-то. Отсюда и возникают те самые “кринжовые моменты”. Но если правильно преподавать через тело и движение, тогда и тело становится спокойнее – и разум тоже.
Социология и антропология
Моя специальность – социология и антропология. Это сильно повлияло на то, как я объясняю движения. Я не даю сухие команды “рука туда, нога сюда”. Я объясняю через ощущения, ассоциации, работу с суставами и точками:
- •
Представить ниточку над грудным отделом
- •
Почувствовать, что работает только кисть, а не вся рука
- •
Включить плечевой сустав отдельно
- •
Осознать перенос веса.
Когда человек понимает механику, танец становится осознанным. Перенос веса, суставы, микродвижения – это основа. Именно оттуда приходит ощущение свободы в теле.
Социология помогает мне читать людей: как человек пишет в переписке, приходит на пробный урок и реагирует на первое объяснение. Практически сразу видно, кто продолжит заниматься, уйдет, боится или сомневается. Самое сложное – когда люди не пробуют. “Я подумаю” – это бесконечная петля.
Танцы меняют. Даже два-три месяца дают свободу движения, осанку, уверенность. Моя задача – объяснить так, чтобы человек понял не головой, а телом.
За время работы я заметила одну интересную закономерность. Люди старше 35, примерно до 48 лет, уже очень хорошо понимают, чего они хотят. У них есть работа, стабильность. Но так сложилось, что раньше они часто не танцевали – не было ни времени, ни привычки. И когда они приходят, приоритет для них – расслабленность, спокойствие тела, ощущение себя, иногда – восстановление чувствительности к телу, даже если они занимаются спортом.
Для молодежи от 18 до 28–30 лет приоритеты другие: это знакомства, уверенность, самопрезентация, умение проявляться, чувствовать себя не зажатым в обществе.
Бачата как культурное явление
В Испании бачата – часть культуры: фестивали на 2000 человек, ежедневные вечеринки. У нас эта культура только формируется. Однако комьюнити выросло сильно: Алматы, Астана, Шымкент, Караганда, Актобе, Атырау, все объединены танцами.
Бачата – это маленькая вселенная со своей модой, стилем, манерой движения, конкурсами, фестивалями, своими кодами. Попадая в нее, человек становится частью большого живого организма, где все друг друга знают, поддерживают, растут.
Мне не очень нравится, как иногда показывают бачату в соцсетях. Когда берут очень интимный кусок танца, замедляют, ставят драматичный трек – и создается ощущение, что бачата – это что-то исключительно про страсть и “слишком близкий” контакт.
Но это очень однобокое представление. На самом деле бачата учит здоровой коммуникации и бережному отношению друг к другу. Когда пары становятся в парный танец, женщины очень часто пытаются все контролировать. Мы так привыкли: сами все делаем, не доверяем людям. Это неплохо как защитный механизм, но с этим важно работать.
В бачате так не получится. Танец не создастся, если девушка не доверится партнеру: он создает каркас танца, ведет, задает направление. Мы учимся следовать, добавлять свои фишки, украшать своими движениями. Но при этом в паре всегда есть ведущий и ведомый, и это нормально.
Для меня бачата – уникальный инструмент, чтобы научиться не только чувствовать себя, отдыхать и расслабляться, но и доверять.
Контакт с телом, нейронные связи и привычки
Никакая внешняя красота или “идеальная одежда” не заменит ощущения, когда ты в контакте со своим телом. Я могу выйти в свободных штанах и обычном оверсайз-топе и станцевать так, что это будет красиво. При этом я буду отлично себя чувствовать, потому что знаю свое тело, слышу его, понимаю, когда ему нужен отдых, а когда – нагрузка.
Эффект от танцев часто приходит не в моменте, а постфактум. Я читала исследования о том, что в США депрессию, помимо медикаментозного лечения, помогают проживать через движение. Не обязательно танцы – это могут быть определенные движения тела под музыку. Важна именно музыка и движение. Так, создаются новые нейронные связи, вырабатываются новые привычки.
Одна тренировка мало что дает. Месяц – это уже срок, когда можно говорить о какой-то привычке и первых серьезных изменениях. Если цель – стать мягче, пластичнее, гибче – одного месяца мало, нужен больший горизонт, но стартовать можно с него.