Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Люди
  4. arrow-right
  5. Личное
img
arrow

14.08.2025

ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE

Текст: Жангир Джангильдин

Быт, романтика и одиночество: проводим один день в мастерской художницы

Разговор с Луизой Джапкаевой о живописи, рабочей рутине и поиске своего стиля

Заниматься живописью – это не только романтичный образ, вспышки вдохновения и поиск своего “я” в искусстве. Это также и административные процессы, постоянное одиночество и рутина. Быть художником – это работа, в которой чувственность и навыки переплетаются со строго выстроенной дисциплиной.

Этими наблюдениями поделилась алматинская художница Луиза Джапкаева, которая пишет фигуративные работы – от портретов играющих в шахматы юношей до пейзажей парижских улочек. В разговоре с Mustafinmag она рассказала о своем пути, творческом быте, желании “остановить время” и о том, что для нее значит быть художником.

Одиночество и искусство

Я рисовала все детство и отрочество. Когда пришло время выбирать учебное заведение, всем было очевидно, что я иду на живописца. Поступила в колледж имени Тансыкбаева на отделение станковой живописи. Как только окончила учебу, сняла мастерскую и просто продолжила работать. 

Во время учебы самым важным моментом для меня стала совместная работа с одногруппниками. Мы делили мастерскую между десятью студентами – это уникальное состояние. Ты пишешь с натуры, и у тебя всегда есть кто-то рядом, с кем можно скооперироваться: найти натурщиков, выйти вместе на наброски, получить обратную связь. 

Откуда берется одиночество?

img

Обычно профессия художника – одна из самых одиноких. Иногда бывает заказчик, но в живописи ты чаще всего сам. Сам выбираешь сюжет, технику, производишь работу и продаешь ее. И на каждом этапе ты один. Студенчество – это редкий момент, когда в творческой среде ты не одинок.

Взять реальность за основу и остановить время

Фото из личного архива спикера

Фото из личного архива спикера

Последние годы я просто делала то, что мне казалось интересным без особой концепции и рефлексии. Сейчас понимаю, что этот этап я переросла. Накопился багаж: какие-то приемы и знания о том, что подходит, а что нет. Теперь хочется двигаться дальше – уже более осознанно и концептуально.

Моя живопись – фигуративная. Она основана на натурном образе. Это подход, когда ты берешь реальность за основу. Я изображаю реальные объекты: стулья, горшки, людей, а не фантазии и абстракции. А вот степень личной интерпретации уже можно назвать стилем.

Думаю, я своего рода документалист. Вся моя творческая работа имеет импульс захватить какой-то момент, который показался мне красивым. Может, он даже не красив, но дорог мне. Иногда мне просто хочется эгоистично все это поглотить, остановить время. Поэтому мои работы очень автобиографичные – они романтизируют быт и рутину. 

Фото из личного архива спикера

Фото из личного архива спикера

Фото из личного архива спикера

Фото из личного архива спикера

Фото из личного архива спикера

Фото из личного архива спикера

Сюжет и реальность

Может быть, у меня недостаточно богатое воображение для абстракций, но меня пленяет реальность. Это личные наблюдения, внимание которых направлено внутрь. Мне важно, чтобы сюжет касался меня. А через личное уже можно дойти до общественного.

Как выглядит рутина художника

Сейчас я не только работаю в своей мастерской, но и преподаю в мозаичной. Это занимает два полных рабочих дня. Еще один день я преподаю академический рисунок студентам и провожу наброски с обнаженной натурой. Итого – три дня работы с людьми плюс один выходной. Остаются три дня, когда я работаю самостоятельно: пишу с натуры, занимаюсь графикой и живописью.

Дисциплина или вдохновение?

img

Есть стереотип, что художник живет в романтическом вдохновении. Что он вдруг просыпается, и его осеняет, и он весь такой погруженный в свои мысли, пишет. На деле все иначе. Это такая же работа, как и у всех, поэтому здесь нужно расписание, а не ожидание вдохновения.

Я, например, завишу от дневного света. Не могу работать по ночам. Особенно зимой – после пяти уже темно. Это время должно быть занято живописью. На вечер я откладываю уже какие-нибудь административные дела: соцсети, монтаж, работу с портфолио, опен-коллы, поиск натуры.

Художник должен зарабатывать себе на жизнь своим искусством. Если ты не живешь за счет него, значит, ты не можешь этим заниматься постоянно. Тебя вытесняет необходимость зарабатывать. В итоге искусство уходит в сторону хобби. Поэтому либо ты кормишься искусством, либо ты им не занимаешься.

В чем ценность картин и сообщества

Живописец – самый большой фрилансер на свете. У нас нет конкретных заказов и задач, как у дизайнеров или мастеров прикладного искусства. Моя живопись не выполняет утилитарную функцию – в отличие, например, от мозаики, которая может стать частью камина или бассейна.

Я живу продажами готовых работ, и каждый раз сама решаю, что писать, в какой технике и с каким настроением. Главное – чтобы тема оставалась мне близка. Затем нужно найти тех, для кого эта вещь, на первый взгляд не имеющая практической пользы, окажется значимой.

О комьюнити

В такие моменты особенно ценны разговоры с другими художниками, у которых схожие задачи и кого волнуют те же самые вопросы. Это простая, но важная поддержка – она помогает не чувствовать себя в вакууме.