23.09.2025
ВСЕ ФОТО – ВЛАДИМИР ЯРОЦКИЙ/MUSTAFIN MAGAZINE
Текст: Жангир Джангильдин
Формы, фактуры и человеко-часы: зачем ремесленнику быть художником
Сункар Есмухан говорит о коже, почти потерянных традициях и вдохновении
Запах кожи, ритмичные стуки инструмента и неторопливые стежки, которые собирают десятки деталей в одно изделие. В мастерской Сункара Есмухана время течет немного иначе, а на создание одной сумки может уйти несколько месяцев.
Казахстанский бренд кожаных изделий KIRITTI появился в 2014 году и с тех пор перерос из личного эксперимента в философию “интеллектуального люкса”. У себя в студии Сункар работает самостоятельно – разрабатывает лекала, обрабатывает фурнитуру и собирает каждую вещь вручную. Все это он делает не ради статуса, а ради уважения к материалам, труду и культуре.
Автор Mustafinmag поговорил с мастером о том, как он создает свои изделия, почему ищет вдохновение в обыденных деталях и зачем хочет сделать кожевенное ремесло в Казахстане снова популярным.
Зарождение интереса к искусству
Мой путь развития был максимально естественный: оба моих родителя – художники. Мама по образованию – дизайнер одежды, а отец – ювелир. При этом большую часть детства я не проявлял большого интереса к искусству. Я хотел быть инженером, но без желания изучать точные науки.
Знакомство с ювелирным искусством
В детстве отец брал меня с собой в мастерскую, чтобы чем-то занять. Там он познакомил меня с ювелиркой. Когда я немного подрос, начал подрабатывать на проектах родителей и уже совсем скоро обрел собственных, почти настоящих клиентов.
Затем я отучился по специальности театрально-декоративного искусства. На занятиях мы с сокурсниками читали пьесы и создавали для них эскизы костюмов и макеты декораций.
Личный эксперимент
В студенческие годы я начал работать в мастерской отца. Тогда же я нарисовал свой логотип. Первое время мой бренд был сугубо ювелирным – я был сторонником минимализма, фактур и монументальной формы. Кожевенным ремеслом я увлекся, когда я захотел найти для себя действительно крутую кожаную сумку и понял, что таких, как я хочу, нет.
Я был озадачен тем, что мы живем в Казахстане – стране, которая издревле занимается скотоводством, но где кожевенное ремесло почти полностью утеряно. Полной литературы особо не было, и научиться ремеслу можно было только, поработав на производстве. Однако это мне не подходило.
Свой путь
Я понимал, что это не тот подход, который я ищу. Я хотел создавать искусство.
Набрался смелости, знаний – купил свою первую шкуру с базовыми инструментами и сделал свой первый рюкзак. Он до сих пор стоит у меня в мастерской, напоминая о том, с чего все начиналось.
Рюкзак вызвал ажиотаж, и я получил много добрых слов от близких и клиентов. Так я понял, что стоит заняться этим всерьез.
Концепция бренда
Я позиционирую свой бренд, как “интеллектуальный люкс”, но также предлагаю людям роскошь в ее первоначальном понимании. Дело не в высокой цене ради статуса, а в материалах, технологиях и человеко-часах, затраченных на производство.
Все мои изделия создаются полностью вручную. Лекала я разрабатываю сам, все детали прошиваю седельным швом, а фурнитуру из цельной латуни я обрабатываю вручную.
Сейчас я в основном работаю один. Фулл-тайм подмастерий у меня нет, но есть коллеги и друзья, с которыми мы иногда работаем над совместными проектами.
Как создаются изделия
Изготовление сумки можно поделить на три крупных этапа. Первый – это разработка, макетирование и крой. Второй – самый долгий – подготовительный, когда детали обрабатываются и частично соединяются друг с другом. Здесь создается внутренний каркас. Уже на третьем этапе это сшивается и собирается вместе. Все это занимает 25–30 дней.
Мои любимые дни – это когда утром перед тем, как идти в мастерскую, я захожу за новой шкурой или инструментом, которые я долго ждал. Ничто не сравнится с благоговением перед новым серьезным оборудованием или с восторгом от запаха кожи растительного дубления, которую ты только что развернул. Или с тем моментом, когда вытираешь заводское масло с нового инструмента и приступаешь к работе.
Поиск вдохновения
Я черпаю вдохновение отовсюду. Иногда меня может вдохновить просто то, как кожа красиво легла складкой, и я могу днями и ночами думать о том, как адаптировать эту идею в часть сумки. Это также может быть мебель – предметы быта, посуда, стулья середины XX века. Например, на форму сумки “Омега” повлиял японский чайник тэцубин.
Звучит банально, но я могу словить вдохновение и после просмотра какого-нибудь фильма. Также очень люблю музыку. Могу проследить, как меняется состояние моего творчества вместе с музыкой и кино, которые присутствуют в моей жизни сейчас.
Восхищают и мастера, дизайнеры, музыканты, режиссеры. Я подмечаю для себя методы их коммуникации с людьми через искусство. В моей профессии есть ориентиры. К примеру, швейцарский мастер Питер Нитц. Он раньше продавал винтажный люкс, а потом научился кожевенному мастерству у мастерицы из Hermes.
Ремесло или искусство?
Я не отделяю в себе художника от ремесленника – мне одинаково важны и идея, и ее воплощение. Кроме того, я педантичен в деталях: люблю доводить изделие до технического совершенства, но при этом вижу в каждой сумке объект искусства.
Что дальше
Сейчас я выставляюсь в Париже, пару лет назад ездил на выставку в Милан. Это, конечно, вдохновляет, но для меня не менее важно развиваться и в Казахстане: создавать здесь комьюнити и находить клиентов и коллег, близких по духу.
Не хочется звучать громко, но мне действительно важно вернуть культуру, которую мы почти утратили. С годами мне все интереснее вплетать в свои изделия все больше этнической айдентики – но не в лоб, а тонко и со вкусом. Например, одна из последних сумок SNDQ отсылает к традиционному предмету быта казахов.
В чем смысл?
Для меня мое ремесло – это возможность сохранить культурную память и превратить ее в искусство.
Читайте также