17.12.2025
Все коллажи: Mustafin Magazine
Текст: Руслан Абдряев
Как шрифт стал заявлением
Почему выбор между Times New Roman и Calibri выходит за рамки дизайна и отражает ценности эпохи
В эпоху цифровых технологий мы очень много читаем, зачастую даже не задумываясь о том, как именно выглядит текст. Между тем выбор шрифта и типографических правил напрямую влияет на восприятие информации, удобство чтения и даже на то, какое впечатление производит текст. Не случайно решения о шрифтах выходят далеко за рамки дизайна и становятся предметов общественных дискуссий — вплоть до американского дипломатического ведомства.
В декабре этого года глава Государственного департамента США Марко Рубио обязал дипломатов вернуться к использованию шрифта Times New Roman в официальной к переписке. Два года назад ведомство перешло на шрифт Calibri. Бывший госсекретарь США Энтони Блинкен тогда объяснял решение доступностью шрифта для слабовидящих, поскольку он не имеет декоративных угловатых элементов.
История с американским внешнеполитическим ведомством лишь подчеркивает более широкий тренд: типографика сегодня — это не просто вопрос эстетики, а пересечение технологий, политики, доступности и культуры. Медиа и дизайнерские издания все чаще пишут о том, как шрифты отражают ценности эпохи, почему “классические” гарнитуры (комплекты шрифтов) возвращаются в официальный оборот и как цифровая среда меняет наши ожидания от текста. В теме разобрался автор Mustafinmag.
Отличия Times New Roman и Calibri
Times New Roman — это классический шрифт с засечками, предназначенный для плотного и легко читаемого печатного текста. Его разработали для лондонской газеты Times.
Дебютировал в 1932 году, а спустя 60 лет Microsoft сделала его основным шрифтом в Word – это принесло всемирную популярность. Часто Times New Roman ассоциируется с книгами, газетами, юридическими, академическими и другими официальными документами. Он хорошо работает при меньшем размере шрифта, обеспечивая четкое разграничение букв.
В современных условиях Times New Roman может выглядеть старомодно и скучно. Прежде всего его разработали для печати, а не для дисплеев высокого разрешения. При стандартных размерах экрана Calibri и другие современные шрифты часто выглядят более аккуратно. Плотное расположение символов и узкий шрифт могут сделать большие блоки текста на экране трудночитаемыми и утомительными для восприятия.
Calibri — это современный шрифт без засечек с дружелюбным внешним видом. Оптимизирован для комфортного чтения с экрана в повседневных деловых документах.
Выпустили в качестве шрифта по умолчанию в Office 2007. Однако позже Aptos заменил Calibri в Microsoft 365. Округлый шрифт подходит для большинства деловых документов и электронных писем. Он имеет хорошее сглаживание и отличается от Times New Roman меньшим объемом визуального шума. Calibri обеспечивает единообразный стиль для основного текста, таблиц и элементов пользовательского интерфейса.
В юридической, академической или очень традиционной среде Calibri может показаться слишком неформальным по сравнению Times New Roman. Из-за широких форм символов и интервалов этот шрифт не позволяет вместить слишком много текста в одной строке. Именно поэтому Calibri не подходит для романов и длинных печатных текстов, для которых предпочтительнее Times New Roman, Garamond и другие.
Официально Рубио заявил, что решение о смене шрифта переписки стало частью инициативы по закрытию программ DEIA (разнообразие, равенство, инклюзивность и доступность). Подобный подход совпадает с переориентацией на традиционализм, а Times New Roman лишь выступает очередным атрибутом этого перехода. Портал для творческих людей Creative Bloq уже успел назвать решение Рубио кандидатом на самую нелепую типографическую историю года. Стоит отметить, что сама Times отказалась от Times New Roman в 1972 году и с тех пор экспериментирует со шрифтами.
Еще три знаковых шрифта
Futura создал в 1927 году немецкий типограф Пауль Реннер. Шрифт вдохновлен принципам школы Баухаус. Символы Futura построены на идеальных геометрических фигурах. Первые люди на Луне оставили там табличку с текстом, написанным с использованием Futura.
Сегодня различные бренды применяют этот шрифт в своих логотипах и рекламных кампаниях: Volkswagen, Supreme, Nike, Louis Vuitton, Gillette, Red Bull, Calvin Klein, FedEx и многие другие.
В конце XVIII века шрифт Bodoni создал итальянский типограф Джамбаттиста Бодони. Его гарнитура отличается резкими контрастами между тонкими и толстыми линиями. Этот шрифт - один из самых сложных для чтения, поэтому его чаще используют в заголовках, логотипах и рекламных материалах.
Bodoni применяют Vogue, Giorgio Armani, Valentino и ряд других премиальных брендов. Также этим шрифтом написан логотип гранж-группы Nirvana.
Швейцарские типографы Макс Мидингер и Эдуард Хоффман придумали шрифт Helvetica в 1957 году, но тогда он носил название Neue Haas Grotesk. Шрифт стал основным символом модернистского дизайна из-за своей простоты и функциональности.
Helvetica в своем дизайне использовали American Airlines, Panasonic, Jeep, General Motors, Motorola, Harley-Davidson, Oral-B, Toyota, BMW и другие.
Тренды в типографике
В 2025 году типографика находится на перекрестке, где технологии и искусственный интеллект встречаются с ностальгией и ручной работой. Дизайнеры активно используют инструменты, расширяющие границы творчества, одновременно обращаясь к классическим стилям и человеческому фактору для создания атмосферы тепла и аутентичности.
Креативная студия Designity представила пять типографических трендов 2025 года.
Антидизайн
В основе этого тренда лежат смелые и нетрадиционные формы букв — искаженные, хаотичные и нарушающие правила. В этих шрифтах приоритет отдается визуальному эффекту, а не удобочитаемости, что отсылает к коллажным композициям, эстетике ручной работы и даже текстурам, напоминающим вязание и другие ремесла. Антидизайн воспевает естественность и индивидуальность, он отражает более широкое культурное неприятие совершенства. Примером этого стиля можно назвать обложку альбома британской певицы Charli XCX — Brat.
Наследие
Вдохновленные Prada, Chanel и Burberry традиционные шрифты переживают триумфальное возвращение в 2025 году. Стиль опирается на декоративную, нарисованную от руки типографику и штампованные эмблемы, часто значительно увеличенные, чтобы нарушить традиционные поля и макеты. Эти шрифты вызывают ощущение знакомости и вневременности, мгновенно становясь узнаваемыми элементами бренда. Часто подобные шрифты используют для связи современного брендинга с историей и традициями.
Нулевые
В моду вернулась эстетика 2000-х годов. Ностальгия дарит чувство комфорта и придает аутентичность: хромированные детали, пузырчатые контуры и яркие цвета. В условиях жесткой конкуренции в современном цифровом мире, где бренды стараются выделиться, дизайн в стиле нулевых привносит тепло и индивидуальность. Дизайнеры используют эту эстетику как способ вызвать эмоции и связать аудиторию с культурным моментом, который одновременно кажется винтажным и футуристическим. Например, ребрендинг Pepsi 2023 года перекликается с логотипом компании из 1990-х годов. Это ностальгическое обновление использует типографику двухтысячных, чтобы вызвать чувство узнаваемости, но при этом выглядеть свежо для нового поколения.
Рукописный
Когда ИИ способен создавать безупречные шрифты за считаные секунды, написанные от руки несовершенные буквы стали цениться и выделяться больше. Такие шрифты кажутся более индивидуальными и придают брендам ощущение ручной работы, которое делает их привлекательными. Рукописные шрифты удовлетворяют потребность в человечности и подлинности, а также воспринимаются как заслуживающие доверия. Кроме того, они помогают брендам выделиться на фоне чрезмерно отполированной однообразной эстетики. Один из самых узнаваемых рукописных логотипов — фирменный курсивный шрифт Ray-Ban.
Движение
Кинетическая типографика — это искусство оживления букв, их изменения и реакции на время, взгляд и окружающее движение. Этот тренд превращает обычные слова в живые, добавляя энергию и глубину. КТ привлекает внимание аудитории способами, недоступными для статичного текста. Проект Тины Тули Shifting Symphonies превращает типографику в художественное представление, используя движение и преобразования букв в визуальные образы.