Mustafin Magazine Logo
loupe
  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Капитал
  4. arrow-right
  5. Деньги
img
arrow

13.11.2024

Коллаж Mustafin Magazine

Текст: Акбота Ибрагимова

Шампанское и помада: 7 необычных экономических индексов

Как привычки и поведение потребителей превращают в понятные метрики

Традиционные экономические метрики полезны для обывателя, но не всегда наглядны. Поэтому разные организации начали предлагать свои нетипичные индексы, с помощью которых можно уловить тенденции в экономике. Например, самый известный – индекс Биг Мака, который основан на сравнении стоимости бургера в ресторанах McDonald's по всему миру. Этот индекс был впервые предложен журналом The Economist в 1986 году и с тех пор регулярно обновляется.

В материале Mustafin Magazine рассказываем про семь необычных экономических индексов: первый похож на индекс Бигмака, пять основаны на наблюдениях за производством и потребителями, а последний связан с рождественской песней.

Индекс латте

Freepik

Freepik

Еще один продуктовый индекс, аналог индекса Биг Мака. Он также построен на сравнении стоимости идентичных товаров в разных странах. За основу берется стоимость латте в сети кофеен Starbucks.

Индекс мусора

Freepik

Freepik

Рост экономики ведет к увеличению количества выбрасываемого мусора, ведь по мере увеличения благосостояния люди склонны больше тратить и потреблять. Объем производимого мусора тесно связан и с ВВП, ведь с увеличением производства товаров растет и количество отходов. Например, экономисты Bloomberg Майкл МакДоноу и Карл Риккадонна отметили, что среди всех грузов, перевозимых по железной дороге, именно объем отходов наиболее точно отражает уровень экономической активности.

Индекс губной помады

Freepik

Freepik

Считается показателем ухудшения экономики – такую гипотезу в 2001 году выдвинул Леонард Лаудер, председатель косметической империи Estée Lauder. Он заметил, что вместе с экономическим спадом уменьшается продажа одежды, обуви и модных аксессуаров, а спрос на косметические средства, напротив, растет. Лаудер предположил, что, в каком бы состоянии ни находилась экономика, женщины не пренебрегают своим внешним видом. Однако обновить гардероб во время кризиса может позволить себе не каждая, а вот купить новую помаду или тушь могут почти все. Доказательством этой гипотезы стал рост продаж помады на 11% в крупных розничных сетях в период рецессии в США.

Индекс первого свидания

Freepik

Freepik

Любые экономические колебания влияют на настроение общественности. Выяснилось, что во время спада рынка люди активнее ищут общения и чаще назначают первые свидания. Этот индикатор считает, сколько людей стремятся вступить в отношения, чтобы почувствовать себя лучше во время денежного кризиса.

Индекс картонных коробок

Freepik

Freepik

Основан на предположении, что спрос на картонные коробки связан с экономическими подъемами и спадами, поскольку он четко отражает уровень расходов. Этот индекс может давать инвесторам ранние сигналы о векторе экономического роста. Так, Business Insider сообщил, что в конце 2023 года в США наблюдалось значительное снижение продаж картонных коробок – самое сильное падение с момента глобального финансового кризиса. Экономисты ожидали возможную рецессию, особенно в условиях высокой инфляции и повышения процентных ставок.

Индекс шампанского

Freepik

Freepik

Идея простая – рост доходов в экономике связали с покупкой шампанского, чтобы отметить успех. Этот индикатор оценивает, покупают ли потребители товары класса люкс или премиум, что позволяет понять настроения на рынке. Поскольку шампанское считается предметом роскоши, люди чаще покупают его в периоды экономического роста.

Рождественский индекс

pnc.com

pnc.com

Самый праздничный индекс был придуман финансовой корпорацией PNC Wealth Management. С 1984 года компания сравнивает изменение стоимости подарков, упоминаемых в песне “12 дней Рождества”. В песне перечисляются 12 “товаров”:

  • одна куропатка на грушевом дереве

  • две горлицы

  • три курицы

  • четыре поющие птички

  • пять золотых колец

  • шесть гусей

  • семь лебедей (в общий индекс не берут из-за высокой волатильности)

  • восемь доярок (Федеральный минимальный размер оплаты труда)

  • девять танцующих леди (здесь и далее – оплата услуг творческих коллективов)

  • десять прыгающих лордов

  • одиннадцать дудочников

  • двенадцать барабанщиков

По сути, тот же индекс потребительских цен, фиксирующий рост или снижение инфляции, но только в преддверии праздника.

Также PNC считают “истинную стоимость Рождества”. Считают подарки в тексте песни со всеми повторениями – 364 вещи. В прошлом году Рождество стоило $201 000.