09.09.2024
Текст: Mustafin Magazine
Как Moleskine прошла путь от черных блокнотов до “Гарри Поттера”
Компания зарабатывает на коллаборациях с брендами и продаже канцелярии €130 млн в год
Moleskine – бренд, который удивительным образом на слуху у всей креативной тусовки, но никто до конца не уверен, как правильно произнести его название. “Маленький черный блокнот” стал популярным аксессуаром еще в 20-м веке, хотя история самого бренда совсем не такая долгая, как многим кажется – всего лишь 27 лет.
Рассказываем, кто помог записным книжкам “Моулскин” или “Молескин” найти популярность, а затем не потерять ее, когда весь мир, казалось, перестал писать от руки.
Вернуть чужую легенду
Миланская компания Modo & Modo не создала себе легенду, а скорее вернула к жизни то, что уже все любили. Черные блокноты от парижских переплетчиков получили популярность задолго до создания бренда. Ими пользовались Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй и английский писатель Брюс Чатвин. Последний и дал переплету блокнота прозвище “моулскин”, что буквально означает “кротовая шкурка”.
В 1986 году производство блокнотов закрылось, а спустя десять лет появляются предприимчивые миланцы и регистрируют торговую марку Moleskine. Год спустя выпускают первую партию в 5,000 блокнотов. Ностальгия и громкие имена успешно подействовали на потребителя.
В нулевых будет продажа компании французскому инвестиционному фонду и экспансия, но интересно не это. Весь мир постепенно переходит на “цифру”, и бренду пора строить уже свою историю, опираясь не только на заслуги прошлого.
В чем секрет успеха Moleskine?
Можно выделить как минимум 3 вещи, которые помогли Moleskine преумножить свой успех:
- •
Множество коллабораций: Starbucks, Coca-Cola, Lego, Nutella и блокноты по таким франшизам как “Звездные войны”, “Симпсоны” и “Гарри Поттер”
- •
Умные блокноты: сначала это был перенос фото рукописных заметок в приложение Evernote. Сегодня это полноценная система из блокнота, смартручки и 9 собственных приложений
- •
Тренд на “цифровой детокс”: бумажные блокноты встали в один ряд с возрождением винила, кассет и модой на ретро.
Сложно назвать Moleskine абсолютным лидером в плане качества или премиальности – существует как минимум Leuchtturm1917, и фанаты двух брендов периодически устраивают споры где-нибудь в Reddit.
Тем не менее бренд чувствует себя прекрасно, ведь c 2018 года прибыль компании падала ниже €120 млн лишь в пандемийном 2020. Прошлый год Moleskine принес своему владельцу D'Ieteren Group €130.2 млн причем не только на блокнотах, но и на ручках, карандашах и даже сумках.