Mustafin Magazine Logo
loupe

Реклама

  1. Главная
  2. arrow-right
  3. Страсть
  4. arrow-right
  5. Авто
img
arrow

03.03.2025

Текст: Руслан Абдряев

От AM-радио до ИИ-алгоритмов: как менялись автомобильные аудиосистемы

Смерть некогда популярных форматов и новые возможности акустики для водителей

Сегодня наличие музыкального оборудования в автомобиле кажется чем-то само собой разумеющимся. Однако так было не всегда. В начале 1920-х годов единственным спутником автомобилистов в дороге был рев мотора.

Тогда же дебютировали первые автомобильные аудиосистемы. Роскошные машины того времени имели огромные и дорогостоящие внешние генераторы для питания радиосистем, которые работали в AM-диапазоне. По современным меркам звучание такого оборудования можно назвать примитивным.

Автор Mustafin Magazine изучил историю автомобильных аудиосистем и будущие тенденции этой сферы.

История звука в машине

Часто самые ранние итерации автомобильного аудио были настолько громоздкими, что батареи и динамики занимали все заднее сиденье, а антенны покрывали крышу автомобиля. При такой компоновке проще было взять с собой в поездку музыкальный коллектив из трех человек, иронизируют в Discovery.

Все изменилось в 1930 году с выходом первого массового радиоприемника Motorola 5T71, который представила компания Galvin Manufacturing Corporation, позже получившая название Motorola. Вся система стоила $130, что достаточно много для того времени, поскольку новый Ford Model A можно было приобрести за $540.

К слову, в 1939 году Buick первой среди всех автопроизводителей добавила звуковой щелчок поворотников, хотя световые указатели появились еще в 1909 году.

В 1952 году немецкая Blaupunkt выпустила первое FM-радио, готовое к использованию в автомобиле. Технология не только обеспечивала лучшее качество звука, но и расширяла диапазон доступных водителю и пассажирам программ. На следующий год Becker презентовала первое AM/FM-радио, которое стало стандартом для автомобилей на несколько лет. Система имела полностью автоматическую кнопку поиска радиостанций.

В середине десятилетия появилась автомобильная система для проигрывания семидюймовых виниловых пластинок — Highway Hi-Fi. За разработкой стояла лаборатория CBS. Проигрыватель можно было выбрать в качестве дополнительной опции автомобилей Chrysler, устройство помещалось под приборной панелью и подключалось к аудиосистеме. Стоимость Highway Hi-Fi составляла $200.

Поворотным моментом для автомобильного звука стало появление стереосистем в 1960-х годах. Производители начали использовать транзисторы в радиоприемниках, а не вакуумные лампы. В то же время появился кассетный формат Stereo 8, который сохранял некоторую актуальность до 1980-х годов. Носители позволили водителям брать в дорогу свои музыкальные коллекции.

Затем формат Stereo 8 медленно вытеснили традиционные аудиокассеты, которые с 1963 года начала выпускать нидерландская Philips. В 1970-х и 1980-х технология вывела на передний план кастомизацию, позволив водителям составлять собственные плейлисты. Производители автомобилей стали предлагать кассетные проигрыватели в качестве стандартной опции, сделав музыку в машине более доступной, чем когда-либо прежде.

Автомобильные компании начали продавать высококачественные динамики, которые водители могли устанавливать самостоятельно в дополнение к кассетным проигрывателям. Динамики стали размещать по всему салону транспортного средства. Это произошло благодаря прорывам в качестве звуковых систем, которые приблизились к возможностям домашнего аудиооборудования.

К концу 1970-х годов среди автомобилистов возник спрос на сабвуферы, чему предшествовал выпуск 12-вольтовых усилителей звука для машин. 

Начало 1980-х годов ознаменовало появление компакт-дисков или CD. Первые такие носители появились на прилавках магазинов в 1982 году. Первый в истории автомобильный CD-плеер в 1984 году выпустила Pioneer. Ее CDX-1 существенно улучшил качество звука в сравнении с другими решениями на рынке. Проигрыватель моментально стал хитом благодаря чистому звуку и возможности пропускать композиции.

К середине 1990-х годов многодисковые системы – CD-чейнджеры. Они предоставили слушателям возможность менять десятки компакт-дисков одновременно. Некоторые комплектации CD-чейнджеров поддерживали до 50 дисков, а само оборудование обычно помещали в багажник или под заднее сиденье.

В начале 2000-х MP3-плееры произвели революцию в прослушивании музыки. Формат позволял хранить тысячи часов песен на одном портативном устройстве. К середине 2000-х автомобильные аудиосистемы получили возможность подключать MP3-плееры. Для этого использовали USB, Bluetooth или AUX-кабели. Сами проигрыватели сменили кнопки и дисковые регуляторы на сенсорные экраны.

Аудиосистемы сегодня

Современные аудиосистемы стали многоканальными, которые, в отличие от моно и стерео, обеспечивают объемный звук. Инженеры тщательно размещают динамики по всему салону, чтобы гарантировать каждому пассажиру уникальный опыт прослушивания. Некоторые премиальные аудиосистемы теперь поддерживают Dolby Atmos и DTS:X, используемые в высококачественных домашних кинотеатрах.

Различаются и типы современной автомобильной акустики. Коаксиальная, компонентная, браксиальная, широкополосная, мидбасовая, среднечастотная, высокочастотная, подседельная акустика, мидрейнджи и твитеры имеют разные комплекты оборудования, частоты работы и место установки.

Сочетания оборудования и специального программного обеспечения позволяют организовать независимые звуковые зоны в автомобиле. С таким подходом можно одновременно воспроизводить разный контент, который не будет мешать другим находящимся в салоне людям. К примеру, пока водитель сосредоточен на навигации и обновлениях дорожной обстановки, пассажиры сзади смогут слушать музыку или подкасты.

Увеличившееся количество динамиков в машинах вызывает обсуждения в сети, заставляя некоторых подозревать автопроизводителей в стремлении прорекламировать свою продукцию, а не действительно улучшить качество звучания.

Spotify Car Thing – стриминговый сервис пытался создать гаджет для автомобилей, но, видимо, проиграл смартфонам и бортовым медиасистемам. Создатели прекратили поддержку девайса в конце 2024 года. 

Spotify Car Thing – стриминговый сервис пытался создать гаджет для автомобилей, но, видимо, проиграл смартфонам и бортовым медиасистемам. Создатели прекратили поддержку девайса в конце 2024 года. 

Вместо кассет, дисков и USB-флешек сегодня широко используют стриминговые сервисы, управление всем этим на себя взяли смартфоны через CarPlay и Android Auto.

Будущее автомобильного звука

Автомобильная промышленность всегда была в авангарде технологических инноваций, аудиосистемы в машинах также не стали исключением. Одна из самых последних разработок в этой области — поиск захватывающих звуковых ландшафтов. Этот термин в 1969 году сформулировал композитор Рэй Мюр-рей Шейфер, имея в виду характеристики акустической среды, которую слушатели воспринимают как окружающую их в пространстве.

Премиальные автомобили сегодня способны воспроизводить акустику концертного зала. Однако инженеры работают над системами, которые могут не только окутывать звуком, но и адаптироваться под окружение. Например, автомобили научатся настраивать аудио при движении по шоссе, на оживленной улице или в спокойной сельской местности, обеспечивая оптимальный опыт вне зависимости от обстановки.

Функции автомобилей становятся все умнее, что касается и аудиосистем. Будущие технологии смогут адаптироваться под каждого пассажира. Используя биометрические данные, включая частоту сердечных сокращений и определение настроения, автомобиль будет создавать персонализированные аудиопрофили. Если водитель слишком напряжен, то система постарается подобрать более спокойную музыку.

Искусственный интеллект уже плотно вошел в повседневную жизнь современных людей. ИИ-алгоритмы смогут непрерывно анализировать воспроизведение музыки в автомобиле и вносить коррективы в режиме реального времени. Если окружающий шум слишком громок, то ИИ автоматически отрегулирует громкость и частоты, чтобы вернуть комфортное прослушивание. Также технология сможет подбирать композиции в зависимости от предпочтений и характера вождения.

Глубокая интеграция голосовых помощников Siri, Alexa, Google Assistant и “Алисы” должна улучшить опыт от прослушивания музыки в автомобиле и упростить управление воспроизведением. Достаточно просто произнести команду автомобильной аудиосистеме, чтобы она немедленно выполнила запрос. Речь не только про переключение песен и регулировку громкости, но и про ускорение и замедление автомобиля.

Кроме того, компании стараются разрабатывать будущие аудиосистемы с учетом большей энергоэффективности, чтобы снизить расход топлива.

В 2023 году аналитическая компания Fortune Business Insights оценила рынок аудиооборудования для автомобилей в $9,68 млрд. Исследователи прогнозируют рост сегмента до $17,83 млрд к 2032 году. С увеличением цен на автомобили выросли и ожидания потребителей в отношении аудиосистем машин.