04.12.2024
townandcountrymag.com
Текст: Руслан Абдряев
Эстетика и механика: как менялись двери авто
Эволюция инженерной мысли за последние 100 лет
Столь привычные элементы кузова автомобиля как двери важны для безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. С развитием автомобильной промышленности двери менялись, а каждый тип имел свои особенности и менял опыт эксплуатации машины.
Автор Mustafin Magazine рассказывает про эволюцию мысли автомобильных инженеров за последнее столетие.
Заднепетельные
У заднепетельных дверей есть несколько названий, порой не самых привлекательных с точки зрения рекламы. Помимо двери кареты, их также называют “самоубийственными”. Как следует из общего наименования, такие двери крепятся ближе к хвосту кузова. Заднепетельные двери изначально использовали в конных экипажах, а сегодня они редко встречаются в современных автомобилях, не в последнюю очередь из-за меньшей безопасности.
Этот механизм был распространен в первой половине XX века. Тогда не все автомобили оснащали ремнями безопасности, а случайное открытие двери повышало риск выпасть на ходу. Поток воздуха в таком случае еще больше открывает дверь, а не закрывает, как в случае с переднепетельными дверьми, которые привычны сегодня.
После Второй мировой войны заднепетельными в основном оставались только задние двери. В XXI веке такая компоновка встречается весьма редко: Saturn Ion, Honda Element, Toyota FJ Cruiser и Mazda RX-8.
Переднепетельные или классические двери
Наиболее привычный тип дверей, который встречается на большинстве автомобилей. Они крепятся ближе к носу дверного проема автомобиля, что позволяет полотну свободно открываться из кузова машины наружу. В сравнении с другими видами этот тип считают наиболее безопасным. Если дверь откроется на ходу, то сопротивление воздуха будет удерживать ее закрытой.
Сдвижные двери
Помещенные на направляющие двери в основном имеют фургоны и автобусы — широкий проем упрощает вход и выход пассажиров, а также погрузку и разгрузку. Хотя встречались сдвижные двери и на легковых автомобилях, но назывались они задвижными, поскольку откатывались в специальный карман. Первой такую задумку реализовала ныне расформированная американская автомобильная корпорация Kaiser Motors со своим спорткаром Kaiser Darrin 1954 года. Позже эти двери появились на двухместном родстере BMW Z1.
Популярность сдвижных дверей с годами только росла, поскольку они обеспечивали легкий доступ и упрощали парковку в узких местах — распахнутые двери не мешали проезду и проходу других участников дорожного движения.
Сейчас сдвижные двери можно увидеть на минивэнах Peugeot 1007, Toyota Porte, Chrysler Voyager, Kia Carnival и Renault Kangoo.
Ламбо-двери или двери-ножницы
Удивительно, но впервые такие двери появились не на спорткаре Lamborghini, а на концепте Alfa Romeo Carabo, представленном в 1968 году. Позже их создатель, итальянский автомобильный дизайнер Марчелло Гандини, также сотрудничал с Lamborghini, чьей визитной карточкой и стали двери-ножницы. Первая серийная машина с этими дверьми Lamborghini Countach вышла в 1974 году.
Ламбо-двери открываются вверх, двигаясь на неподвижном шарнире в передней части полотна. Они также могут быть нескольких типов: поворачиваться на 90 или 130 градусов, оснащаться силовым приводом или нет, иметь гибридное открывание — вертикальное и горизонтальное. Особенность открытия делает конструкцию удобной для использования на узких парковочных местах.
Помимо автомобилей Lamborghini, дверями-ножницами также оснащали Toyota Cynos Lambo, Spyker C8, Smart Roadster, Opel Corsa и Mitsubishi Eclipse.
“Крыло чайки”
Первым автомобилем с дверями этого типа стал Mercedes-Benz 300 SL 1954 года. Шарниры “крыльев чайки” крепятся к крыше автомобиля, при их открытии силуэт машины действительно напоминает планирующую птицу. Конструкцию portes papillon (двери-бабочки) разработал Жан Бугатти для Type 64 1939 года. Именно papillon стала предшественницей gullwing (крыло чайки), немного отличаясь от последовательницы архитектурой.
Такие двери открываются наружу горизонтально. Они подходят для тесных парковок, пассажирам нужно немного пространства сбоку, чтобы сесть или выйти из машины. «Крылья чайки» стоят на Tesla Model X, Aston Martin Valkyrie, Porsche 906, Isdera Commendatore 112i и автомобиле из фильма “Назад в будущее” — DMC DeLorean.
Двери этого типа также использовались в конструкциях самолетов, включая французскую одномоторную серию Socata TB.
Двери-бабочки
Двери-бабочки чаще всего встречаются на автомобилях премиум-класса и спорткарах, открываясь похоже на двери-ножницы, но с некоторыми отличиями. Если последние поднимаются строго наверх, то двери-бабочки немного выдвигаются при помощи петель вдоль передней стойки. Особенностью конструкции продиктована необходимость большего пространства снаружи.
Впервые этот тип дверей появился в Alfa Romeo 33 Stradale 1967 года. К преимуществу дверей-бабочек можно отнести самостоятельное открытие и закрытие за счёт использованию автоматических дверных направляющих. Если машина с такой конструкцией дверей окажется на крыше, то выбраться из нее будет довольно проблематично или вовсе невозможно.
Двери-бабочки установлены на McLaren F1, Saleen S7, Ferrari Enzo, Porsche 911 GT1 и BMW i8.
“Лебеди” и другие
Запатентованные шведской Koenigsegg дигедральные двери используют синхро-спиральный механизм, выдвигающийся из кузова и поворачивающийся вверх по вертикали. По сути, двери выворачиваются на 90 градусов. Компания использовала систему в своих автомобилях CC8S, Agera, Jesko и других, а позже конструкция добралась до Peugeot HR1, Mercedes-Benz F200 и Renault Twizy.
Двери-лебеди от британского бренда Aston Martin открываются вперёд как и обычные, однако траектория их распахивания поднимается под углом вверх. Ими оснащены модели Aston Martin DB9, DB10, DB11, DBS V12, One-77, Rapide, Vantage, Vanquish, Virage, CC100 и Vulcan, а также Hennessey Venom GT, Vencer Sarthe и Pagani Huayra Roadster.
Концепт Saab Aero-X 2006 года отличался дверьми, которые открывались одновременно с крышей и лобовым стеклом автомобиля.