01.02.2025
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"
Текст: Жангир Джангильдин
Спецэффекты в кино: чем удивить зрителя, который видел все?
Разбираемся, правда ли за последние 15 лет фильмы стали менее зрелищными
Компьютерная графика (CGI), визуальные (VFX) и специальные (SFX) эффекты — это неотъемлемые атрибуты современного кинематографа, без которых тяжело представить не только крупные блокбастеры, но и некоторые авторские инди-фильмы. Обильное применение этих эффектов можно заметить как и в недавней “Дюне” Вильнева, так и в “Ирландце” Скорсезе.
Больше всего CGI, VFX и SFX развивались в 90-х и 00-х. Это заметно по таким революционным фильмам, как “Терминатор 2”, “Парк Юрского периода”, “Матрица”, “Властелин колец” и тот же “Аватар”. Со стороны кажется, что с 2010-го по 2025-й особого прогресса не наблюдалось. Смотря новые фильмы линейки Marvel или DC многие утверждают, что эффекты в целом регрессировали.
Предлагаем разобраться в этом вопросе с автором Mustafin Magazine. Взглянем на фильмы и сериалы последних 15 лет, которые привнесли и показали в этих областях что-то новаторское.
В чем разница между CGI, VFX и SFX?
Кадр из сериала “Игра престолов”
Если обобщить, то CGI — это сгенерированные на компьютере эффекты, которые разрабатывают на стадии пост-продакшна. Их часто используют для создания фантастических миров, монстров или задников.
VFХ — это комбинация визуальных эффектов: реальных и компьютерных. Их используют для корректировки лиц и декораций, полетов супергероев, передвижения объектов и так далее. И то и то можно увидеть, например, в “Аватаре” Джеймса Кэмерона. Мир Пандоры — это CGI, а синие человечки, которых играли актеры — VFX.
Спецэффекты, которые создают на самой съемочной площадке практичным путем – это SFX. Например, взрывы, дождь, ветер и различные трюки. Их любит использовать Нолан для натуралистичности действий.
Первый мститель (2011)
Кадр из фильма “Первый мститель”
Как и в любом фильме про супергероев, в первой картине про Капитана Америку использовали много CGI и визуальных эффектов. Но “Первого мстителя” выделяет конкретный момент выдающейся VFX работы — первой половины фильма, в котором персонажа Криса Эванса сделали очень тощим. Специалисты реалистично перевоплотили высокого и атлетичного Эванса в низкорослого и худощавого юношу. Тощий Стив служит важной повествовательной целью, при этом не привлекая к эффекту никакого внимания. Это выглядит впечатляюще и по сей день.
Соведущий VFXshow Мэтт Уоллин подчеркнул, что эффективность проделанной работы подстегнула другие направления технологического развития и подняли существующую на тот момент планку еще выше.
Игра престолов (2011 — 2019)
Кадр из сериала “Игра престолов”
Помимо захватывающего сюжета, многие специалисты, критики и зрители подчеркивали визуальные эффекты произведения, без которых сериал вряд ли бы обрел столь культовый статус. Это самое насыщенное CGI эффектами шоу за историю телевидения. Сериал поражает обилием реалистичных масштабных боевых сцен с обилием компьютерной графики и визуальных эффектов.
Большая заслуга “Игры Престолов” в том, что это не превратилось в одну сплошную мультяшную кашу. В те годы это воспринималось чем-то новаторским. Для сравнения: в 2011 году также вышел “Зеленый Фонарь”, который часто ругают в том числе за плохой CGI. Да и не все современные хиты киновселенной Marvel могут похвастаться подобными результатами.
На протяжении сериала CGI лишь прогрессировал. Специалист по визуальным эффектам Свен Мартин рассказывал, что в концовке сериала использовали передовые технологии и более 300 художников. В том числе, он в особенности отмечал реалистичность эмоций дракона Дейенерис.
Интерстеллар (2014)
Кадр из фильма “Интерстеллар”
В картине Нолана использовали все три вида эффектов. Они гармонично дополняли друг друга, создавая реалистичную атмосферу происходящего. Главной задачей команды стояло реалистичное изображение черной дыры, червоточин, искривления пространства и других космических явлений как с научной точки зрения, так и с визуальной.
На площадке был научный консультант, который создал модели нужных объектов. Затем команда воплотила их в программном обеспечении, которое могло точно рассчитать все траектории световых лучей вокруг этих объектов, чтобы показать, как они искажают пространство. Руководитель визуальных эффектов фильма Пол Франклин рассказывал, что благодаря их прогрессу в этой области, им удалось создать первые динамичными изображениями таких крупных астрономических объектов в высоком разрешении.
В процессе создания фильма использовали настоящую списанную ракету, различные миниатюры и временами компьютерную графику. Фильм получил “Оскар” за лучшие визуальные эффекты.
Бегущий по лезвию 2049 (2018)
Warner Bros.
Для сиквела культового научно-фантастического фильма Ридли Скотта также были использованы новаторские визуальные и специальные эффекты. В картине Вильнева полно деталей, которые скрыты за эффектами постоянного дождя, дыма или тумана. Некоторые городские пейзажи были созданы миниатюрами, а некоторые при помощи CGI. Для персонажа Джой придумали новый эффект, чтоб она выглядела одновременно и живой и по-голограммному прозрачной.
Кропотливо также отнеслись к восозданию персонажа Рэйчел из оригинального фильма. Команда VFX создала скелет, меняющееся лицевые мышцы, а затем оцифровала результат при помощи фотографий настоящей актрисы Шон Янг, когда она находилась в том возрасте. За проделанную визуальную работу картину наградили премией “Оскар”.
Мандалорец (2019–2023)
Кадр из сериала “Мандалорец”
Среди последних и широко обсуждаемых новаторских произведений в области VHS можно отметить недавний сериал по вселенной “Звездных Войн”. Например, в первом сезоне можно заметить много затяжных кадров с различными инопланетными ландшафтами. Многие привыкли, что обычно их генерируют уже на пост-продакшне при помощи CGI. Большинство продуктов Диснея создаются именно так.
Однако команда “Мандалорца” прибегла к новаторским цифровым технологиям, при которых цифровые декорации уже были спроецированы на больших экранах во время съемок. С этой технологией задники и пространство становятся динамичными. Светодиодные экраны, на которые проецируется фон, изогнуты в полукруг: это имитирует среду, как будто камера находится внутри нее. Плюс фон также можно менять на ходу по желанию. Это помогает актерам не играть у зеленых экранов и погрузиться в уже существующую атмосферу.
Один из операторов-постановщиков также говорил: “Это феноменально, потому что она возвращает оператору так много власти на съемочной площадке, в отличие от съемок в среде зеленого экрана, где все может кардинально измениться на этапе постобработки”.
1917 (2020)
Кадр из фильма “1917”
Хороший пример использования визуальных эффектов — это когда вы даже не задумываетесь, что в фильме они были. Так можно сказать о военной драме Сэма Мендеса, которая тоже выиграла “Оскар” за их использование. Главная фишка фильма — иллюзия одного непрерывного кадра.
На протяжении всей ленты практически невозможно заметить никаких переходов из одной сцены к другой. Действие разворачивается, словно вообще без каких-либо склеек. Подобный эффект “одного кадра” вы могли заметить в “Бердмене” Иньярриту. Однако в “1917” все незаметные склейки были созданы при помощи именно визуальных эффектов. Съемки фильма происходили на разных площадках и в разное время. Помимо этого, многие танки, боеприпасы, массовка и прочие атрибуты войны создали при помощи CGI.