18.01.2025
Коллаж: Mustafin Magazine
Текст: Полина Павлинская
“Носферату”, “Маяк” и “Ведьма”: Как Роберт Эггерс снимает хорроры?
Рассказали, как режиссер работает с изображением, актерами, исторической достоверностью и чем притягивают его злодеи
В начале января в казахстанский прокат вышел ремейк “Носферату” (1922). Роберт Эггерс, уже зарекомендовавший себя как представитель нового поджанра в мире хоррора, наконец переснял свой любимый фильм. Изначально он планировал его как дебютный. К счастью, “Носферату” стал четвертой картиной в коллекции художника. В работе над ней он применил все свои навыки и опыт, полученные при создании первых произведений.
Мы посмотрели новую картину режиссера и провели параллели с его предыдущими хоррорами. В этой статье вы узнаете, как Роберт Эггерс снял дебютную “Ведьму”, артхаусный “Маяк” и невероятно успешный фильм о самом известном в мире вампире.
Внимание к деталям
Фото: IMDb
Перспективный режиссер еще в своем первом полном метре показал себя как фанатик ресерча. В последующих фильмах он дал понять, а в интервью уже говорил прямо, что его интересует воссоздание предшествующих исторических эпох. Он тратит огромное количество времени и сил на поиск информации, чтобы воссоздать дух изображаемого времени на экране. Это видно в образах, декорациях и говоре героев. Он часто вручную отрисовывает эскизы костюмов и раскадровки. В команду он набирает таких же одержимых (в лучшем смысле слова) людей.
Картинка
Изображение – это практически отдельное живое существо на экране. В “Маяке” смотрителя и его помощника закрыли не только на мрачном острове в тесном помещении. Близкая к квадратной картинка в формате 1,19:1 вгоняла в неуютное клаустрофобное состояние героев и зрителя. Смотреть сцены в помещении действительно тяжело, дискомфорт и теснота ощущаются на физическом уровне.
Кадр: "Маяк" / A24
Для фильма использовали современную пленочную камеру и древний объектив. Все съемки проходили при естественном освещении. Из-за этого приходилось работать над балансом белого в сценах на улице и подкладывать в керосиновые лампы галогенные.
“Ведьму” режиссер снимал в формате 1,63:1 сталкивая членов семьи в их тесной лачуге ближе друг к другу. Вертикаль же вытягивала деревья, которые подчеркивали уязвимость этих людей перед лесом и тем, что в нем скрывается.
Кадр: "Ведьма" / A24
Здесь также использовалось естественное освещение. Уличные сцены снимали только в пасмурные дни без использования дополнительного света. В помещении его источниками были свечи.
В обеих картинах герои оказываются в изоляции на маленьком островке относительной безопасности. Для моря и леса, а также их загадочных и пугающих обитателей, они выглядят как легкая мишень. Теснота становится еще более невыносимой, когда персонажи начинают конфликтовать и подозревают друг друга. В конце мы понимаем, что враг и источник общего безумия все это время был внутри, сводя героев с ума. И с напряжением здесь работает не только сюжет, но и картинка.
Натурализм
Режиссеру было принципиально снимать “Маяк” у моря. Не найдя подходящего сооружения, команда построила его на скале из легких материалов. Во время работы самодельный маяк чуть не уничтожил ураган – он в фильме тоже настоящий.
Для снежных съемок в “Носферату” не использовали графику. Снег был искусственным, но вполне осязаемым. Кстати, полчища крыс были живыми, и актерам приходилось с ними взаимодействовать.
Кадры: "Носферату" / Universal Pictures
Чайки, а именно три обученные птицы, играющие в фильме ключевую роль, принесли режиссеру и группе много проблем. Это были самые мучительные съемки после тех, что проходили под шквальным ветром и проливным дождем. Также вспоминаем козла, который сначала должен был “шептаться” с близняшками из “Ведьмы”, а после напасть на отца семейства.
Кадр: "Маяк" / A24
Актеры
Лишних здесь нет – все мастера идеально подходят своим персонажам. В первую очередь хочется выделить Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона, на которых держался “Маяк”. Первый, кстати, стал любимчиком Эггерса, появившись в трех картинах из четырех. Поначалу Томас и Уинслоу совершенно разные герои – это удалось передать и за счет отличающихся актерских подходов Дефо и Паттинсона. Однако позже мы замечаем у этих двоих все больше общего, а в какой-то момент даже начинаем предполагать, что это один человек (одна из множества версий).
Кадр: "Маяк" / A24
Роберт Паттинсон никогда не репетирует. Работая по методу Станиславского, он входит в образ сразу на съемочной площадке – бьет себя по лицу, ходит по помещению и кричит. Уиллем Дефо в свою очередь повторяет сцены по нескольку раз, оттачивая монологи и игру до безупречности. Пронзительную и безумную речь его персонажа Томаса Вейка сняли одним дублем – актер ни разу не моргнул.
Эггерс не только идеально подбирает артистов. У него также получается разглядеть и раскрыть то, чего не замечали другие режиссеры и, возможно, сами актеры. В свое время мир узнал об Ане Тейлор Джой благодаря главной роли в “Ведьме”. Сейчас эта ситуация повторилась с Лили Роуз Депп – в “Носферату” ее потенциал проявился в полную силу. Роль Элен была очень тонкой – дожимать до необходимого уровня и при этом не переигрывать сложно. Актриса успешно справилась с задачей. Уверены, что этот фильм значительно повлияет на карьеру Депп, и мы будем видеть ее намного чаще.
Притягательная нечисть
Русалка в “Маяке”, граф Орлак в “Носферату” и ведьма в одноименном фильме воплощают греховность, скрытые желания и тягу к темному, которую герои пытаются подавлять и сублимировать. Однако ни у кого из них это не выходит, тьма искушает и настигает протагонистов и их близких.
Кадр: "Маяк" / A24
Злу в этих фильмах свойственна двойственность: прекрасная сирена с уродливым хвостом и меняющая свой облик ведьма. Орлак хоть и не перевоплощается, но притягивает жертв даже своей отвратительностью и гипнотизирующим голосом. Последнее – заслуга Билла Скарсгарда, который достиг такого звучания самостоятельно, без технологий. Ранее он удивлял зрителей и коллег фирменной улыбкой и раскосостью у Пеннивайза (к/ф “Оно”, 2017 – прим.ред.), которые также получились без использования графики.
Кадр: "Носферату" / Universal Pictures