19.12.2025
Все фото: Владимир Яроцкий
Текст: Владимир Яроцкий
Кто зажигает огни в миниатюрных панельках
Булат Ильясов об авторских светильниках
Дизайнер этих “домиков” работает в большом рекламном агентстве. Днем он внутри индустрии, где смысл измеряется дедлайном, креатив – количеством согласований, а идея обязана быть упакована и доказана цифрой. Вечером же он уходит в другую жизнь и делает светильники. Это фрагменты маленьких домов, которые светятся изнутри, как будто в них кто-то только что открыл холодильник и поставил чайник.
Автор Mustafinmag встретился с Булатом Ильясовым после выставки на Almaty Pop-Up Store и поговорил с ним о проекте, истории и домах, которые помещаются в рюкзак.
Город с первого взгляда
Булат родился в Кызылорде, а в шестнадцать лет переехал в Алматы. Город, который обычно продают через горы и кофе, он запомнил иначе:
Булат Ильясов
дизайнер
Первое, что я увидел, – это дома с орнаментами. Они поразили меня настолько, что я даже татуировку сделал. Как будто хотел, чтобы это со мной осталось
Орнаменты, ребра сейсмостойкости, странные квадратики и шестигранники – все это оказалось не просто архитектурой, а тем, что зацепило начинающего дизайнера навсегда, вошло под кожу и однажды, много лет спустя, превратилось в свет.
Учеба
В университете Булат учился на дизайнера. Однажды дали задание – придумать светильник. Он сделал маленький высокий шестигранник, собранный из парных орнаментов – угловатых, квадратных, и похожих на пару лебедей, повернувшихся спиной.
Булат Ильясов
дизайнер
"Мне они ужасно нравились. Я взял эти орнаменты и сделал на их основе первый светильник"
Этот учебный проект стал первой миниатюрой будущего дела. Тогда он еще не знал, что работа превратится в коллекцию ночников. Не предполагал, что однажды мини-панелька загорится у кого-то дома, станет памятью и предметом, который можно поставить на тумбочку.
Прогулки и окна, которые говорят
Алматы для Булата – это тротуары, по которым можно идти вечерами и не спешить. Валиханова и Тулебаева – улицы, где окна всегда чуть приоткрыты судьбами.
Булат Ильясов
дизайнер
"Я жесткий сталкер: смотрел людям в окна и до сих пор это делаю"
Его очаровывали чужие кухни, свет холодильников, движения семей, которых он никогда не знал. С каждой прогулкой город становился ближе, теплее, понятнее. И однажды мысль сложилась в форму: сделать светильник-дом, который будет светиться так же, как те окна, в которые он заглядывал всю молодость.
Отложенные мечты и момент старта
Несколько лет дизайнер не реализовывал идею. Говорит об этом без жалости:
Булат Ильясов
дизайнер
"Я постоянно все откладывал. Сначала устроюсь на работу и куплю материалы. Потом – поработаю, устаканится. Потом уволюсь и начну делать – и так по кругу"
Поэтому особенно важна следующая фраза: "Это первое дело, которое я довел до конца".
Два года назад он начал заниматься ночниками активно, а осенью запустил проект по-настоящему. Помогла супруга и ощущение, что в каждом орнаменте есть история; а эти дома – не просто бетон, а след людей, которые боролись за идентичность города.
Саяхат как первая память
Одним из первых прототипов стало здание, мимо которого Булат ежедневно проходил, спускаясь к гастроному.
Булат Ильясов
дизайнер
"Мы жили на улице Абдуллиных, и я часто спускался в район Саяхата в магазин. Каждый раз проходил один и тот же дом".
Молчаливая панелька с узором, похожим на инопланетную вязь. Рисунок вырос из традиции не изображать живых существ, заменяя их орнаментальной письменностью. В ночнике Булат дублирует подъездное окно, создавая ощущение входа домой, в детство, защищенность и тот момент, когда тебя "загоняют" с прогулки.
Булат Ильясов
дизайнер
Мне не хотелось скатиться в тоску. Важно, чтобы светильники были про тепло, сохранение воспоминаний и уют
Как строится “дом”
Работа над ночниками – почти ручной ритуал. Булат изучает текстуры, подбирает эмульсию, чтобы точнее передать бетонную поверхность панелек. Первые модели работали от розетки, позже, после долгих поисков радиомастера, появились батарейные схемы, пайка и внутренние конструкции.
Каждый панель светильника состоит из 7–11 деталей: все собираются слоями, проклеивается малярным скотчем, шлифуются и окрашиваются.
Друзья помогают по вечерам. Они сидят в масках в съемной квартире, похожей одновременно на мастерскую и подпольный цех:
Булат Ильясов
дизайнер
Мы сидим и как будто что-то запрещенное делаем на кухне. Но это наше маленькое производство
Фабрика внутри квартиры. Панелька, внутри которой собирают панельку.
Свет, который видят люди
Первые ночники разошлись почти мгновенно. Появился спрос, стресс и будущее. Люди узнавали свои дома и окна, вспоминали подъезды, которых давно нет. Блогеры покупали молча, просто оставляя светильник в кадре как признание честной работы.
Были и другие реакции: "Мило, но домой бы не поставила". Или: "Мило, но я бы туда никогда не вернулась". Булат только улыбался и пожимал плечами. Свет может нравиться не всем. Важно, что он существует.
Национальный продукт без фольклорного крика
Булат не делает этнографию ради этнографии. Его панельки – национальный продукт. Такие дома существуют только здесь: узоры, ребра сейсмостойкости, сочетание модернизма и локальных адаптаций.
Истории рождения семей, взросления и сепарации, бегства и возвращений – все это внутри панелек, как воздух между этажами. Проект работает не как сувенир, а как предмет современной городской культуры – память, которая светится.
Дом с лыжами и планы на будущее
Сейчас в арсенале четыре больших и четыре маленьких варианта. Тихая экспансия продолжается, появятся зеленые версии, синие, новые узоры и пропорции. Булат мечтает о линейке интерьерных аксессуаров: ключницы с балконами, которые загораются, когда вешаешь ключи.
Он работает и над новым ночником – знаменитым домом с лыжами на Шевченко, по которому поколения алматинцев ориентировались, возвращаясь из художки или проезжая на трамвае:
Булат Ильясов
дизайнер
"Позвонил дочке владельца, списались, получил разрешение. Но с маленькими лыжами пока что-то не складывается. Лыжи не едут"
Зачем все это
Булат Ильясов
дизайнер
"Мне нравится, когда можно сказать, что в рюкзаке лежит дом – и это правда"
Мини-панельки не про мрачность советских фасадов. Они про то, что город, первый в жизни и по-настоящему твой, однажды помещается в ладонь и продолжает жить там светом. Повседневная нежность, переносимая форма городской привязанности: маленький дом, который светится, чтобы ты не забывал, где твой подъезд, где твоя кухня, где твоя память.
В этом есть упрямая, тихая романтика: взять самый недооцененный архитектурный слой города и превратить его в вещь, которую ставят перед сном – на полку, рядом с кроватью, в новом доме или на другом конце мира.
Читайте также
Люди и цифры: победа Асу Алмабаева, квантовая симфония и гуляющий робот
Как казахстанские бойцы выступили в Дохе и чем завершился чемпионат Азии по хоккею
24.11.2025
Как работает стоп-моушен
10.12.2025